История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Знай корни свои. ЕНЕЙ
ИСТОРИЯ БАШКИРСКИХ РОДОВ. ЕНЕЙ Формат: pdf, размер файла: 28,71 Mb
Эй, не знающий истории!
Эй, блуждающий в потьмах!
Дух отцов - моя территория
Увеличивает размах...
Юрий Шевчук

Башкиры – древнейший народ. Советский филолог, историк античности Лурье С.Я. считал, что предшественники современных башкир упоминаются в V веке до н.э. Геродотом в его труде «Истории». А самое древнее запечатлено в мифах. Пройдя сложнейший исторический путь, сегодня башкиры представляют собой союз 49 племен, говорящих на разных диалектах родного языка. Одним из древнейших родовых образований башкирского этноса является род Еней. 

Ныне села, основанные башкирами-енейцами, находятся в северо-западной части Башкортостана и северо-восточной части Татарстана. Пролить больший свет на историю этого рода стало возможным после издания первого тома «Истории башкирских родов» в 2014 году. Издание – кропотливый, насыщенный труд ученых, основанный на исторических документах и исследованиях. 

Земли енейцев в прошлом охватывали огромные территории в низовьях рек Ик, Агидель, Иж и по обоим берегам Камы (Чулман). Их вотчинная земля находилась в южной части Сарапульского уезда Вятской губернии и в низовьях р.Агидель (Белая) там, где она впадает в р.Кама – на стыке Мензелинского и Бирского уездов Уфимской губернии. В период действия на территории исторического Башкортостана системы кантонного управления енейские башкиры входили в состав 24 и 25 юрт (в юрте несколько деревень) 11-го (с 1847 г. 12-го) башкирского кантона. В 60-х гг. XIX в. произошли важные изменения в связи с отменой крепостного права в России: это отмена кантонной системы управления в Башкирии (1798-1865 гг.), установление административно-территориальных волостей с названиями населенных пунктов (Семиостровская, Актанышская, Байсаровская, Нуркеевская и т.д.)  вместо башкирских волостей (с 1866 г. исчезли их названия: Байлярская, Булярская, Гарейская, Енейская, Киргизская, Сарали-Минская, Юрмийская).

Башкиры рода Еней делились на несколько тюб: собственно Енейскую, Большую, Среднюю, Малую, Терпелинскую, Чигирскую, Тугузларскую (Тугузбуйскую), Бугадинскую и Камбарскую. Последние три названия отразились в современной топонимии таких населенных пунктов, как с.Девятерня (Агрызский район Татарстана), с.Богады (Бугады) Актанышского района Татарстана и Буздякского района Башкортостана, город Камбарка (Республика Удмуртия). Тугузларская (Тугузбуйская) тюба в прошлом была настолько крупной, что в записи Рычкова П.И. «Разделение башкирского народа по волостям и родам»» [Рычков П.И. Топография Оренбургская. Ч .I. Спб., 1762. С. 99.] учтена как самостоятельная волость. 

До революции весь восток Татарии административно входил в состав Уфимского уезда, а сословно – в состав территории Башкирского войска. Границы образованной в 1920 году Татарской АССР были прочерчены без учета этнографических реалий. В результате – около 200 тысяч башкир Мензелинского, Сарапульского, Бугульминского и Елабужского уездов вошли в состав соседней республики. Причем, граница буквально разделила кровных родственников. Например, башкиры Тугузской тюбы Енейской волости обитают в селе Исянбаево Агрызского района Татарстана, а их ближайшие родичи – в деревнях Сауз и Саузбаш Краснокамского района Башкортостана на противоположном берегу Камы. Так получилось, что основная масса башкир рода Еней ныне проживает на территории Республики Татарстан. 

Поселения, основанные енейцами на территории Агрызского района Татарстана:
Исенбай, Утяган (Матей Новый), Касай (Касей), Новоматеево, Битсимяс, Аккузино, Починок Новоаккузина, Таузима, Агарзи, Ключ Ахтоял, Ключ Курбану. Сейчас на карте района отсутствуют следующие деревни башкир Енейской и Байларской волостей: Агарзи, Аккуз, Починок Новоаккузино, Битсимяс, Матей Новый, Ключ Ахтоял и Ключ Курбану, Таузима.

Поселения, основанные енейцами на территории Актанышского района Татарстана:
Буаз Куль, Карт (Картово), Уръяды Старые, Уръяды Нижние, Новое Сапарово (Сафарово, Титей), Ушар (Семиостровная), Новая Семиостровная (Саузово), Азиаба (Азибей), Сууксы, Шабыз (Шабызово), Калмаш (Калмашево), Кыр-Каинтюба (Каентюба), Бугады Старые, Бугады Новые (Бугады Верхние), Султангул (Султангул Старый), Кадырмет (Кадырметово), Ново-Кадырметево, Челнанарат, Зилево (Дюртели).

Поселения, основанные енейцами на территории Мензелинского района Татарстана: Бикбулово (Бикбау, Бикбулат), Калмурза (Коймурза).

Поселения, основанные енейцами на территории Башкортостана:
Енейские села Краснокамского района расположены в широкой речной пойме рек Кама и Агидель, к востоку располагаются земли гирейских башкир. На правом берегу р.Агидель енейские башкиры создали деревни Еней-Иткино, Саузбаш, Саузово. Они имели генетические связи с жителями енейских деревень Старосемиострово (Ушар), Новосемиострово (Новый Ушар, Сауз), ныне находящихся в составе Татарстана.

Енейские села современного Илишевского района - деревни Турачи, Кипчаково, Зяйлево (Йәйләу) - расположены в долине р.Сюнь, в прошлом входили в 6-ю юрту 10-го кантона. Все они из Тогузларской тюбы Енейской волости.

Самым отдаленным от региона компактного расселения енейских башкир является с.Чапаево (Сапай), находящееся в Давлекановском районе Башкортостана. Это поселение башкир-припущенников на земле Балгазинской тюбы Канлинской волости. Владельцы в 1740 г. припустили на свою вотчину башкир из д.Утяганово Енейской волости Сарапульского уезда Вятской губернии.

Отметим также, что на протяжении всей своей истории, вплоть до того момента, когда оно было расселено в связи со строительством водохранилища, самым крупным поселением енейских башкир было с.Ушар Семиостровная - центр Семиостровной волости. Село играло важную роль в жизни башкир региона, здесь имелась школа и две мечети, министерское училище. Пойменные благодатные земли, которые могли прокормить такой плотно заселенный регион, как долина р.Кама в месте впадения в него рек Агидель и Ик, с десятком башкирских сел байларцев и гирейцев ушли под воду Нижнекамского водохранилища. Особенно пострадали поселения енейских башкир.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Еней, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень -  обо всем этом подробно рассказывается в I томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.