История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Карукия возрождается


На сегодняшний день учеными-исследователями развеян миф о том, что древние башкиры представляли собой сплошную кочевническую массу, не имеющую ни постоянных жилищ, ни селений, ни тем более городов.
 
Вспомним, например, выдающегося тюркского филолога и лексикографа XI века Махмуда аль-Кашгари, который пишет: «Тюркских народов очень много, один Аллах знает их количество, я же пишу лишь о самых крупных и могучих. Их двадцать. В числе самых сильных из этих двадцати – башкиры». Ученый Закирьян Аминев, подробно изучавший его труд, отмечает, что Махмуд аль-Кашгари идентифицирует башкир как мусульман и не относит их к кочевникам.
 
Василий Маркович Флоринский, посетивший башкирский край летом 1873 года, отмечает: «Образ жизни башкир - по официальным сведениям, кочевой или полукочевой. На этом выражении я должен остановиться, потому что здесь вкралось или смешение понятий, или слово «кочевой» употребляется в официальных бумагах только по старой привычке. Ни того, ни другого условия башкиры не представляют. Все они без исключения имеют дома... Одно, что могло дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого народа - это обычай с наступлением весны переселяться в так называемые коши, т.е. войлочные кибитки, которые они, в виде лагеря, разбивают на своих полях и лугах. Впрочем, эти летние переселения существуют далеко не у всех башкир. И в этом случае так называемая перекочевка не служит выражением кочевых привычек, а просто обуславливается хозяйственными соображениями и удобствами. Они являются настолько же кочевым народом, насколько можно назвать этим именем, например, дачников оренбургских» (Флоринский В.М. Башкирия и башкиры. - Вестник Европы», т. 6, кн. XII, 1874, с. 722).
 
Средневековые арабские авторы IX–XII веков оставили ценные сведения о нахождении в стране башкир таких крупных городов, как Намджан, Гурхан, Карукийа, Кастр, Мастр, и активных торгово-экономических связях жителей этих городов с народами Средней Азии. В частности, там говорится, что более тысячи жителей города Намджан разрабатывают расположенные вблизи медные рудники, а выплавленную медь вывозят в земли Хорезма, Чаш. В источниках жители города Гурхан характеризуются как мастера высочайшего класса по изготовлению таких «великолепных и совершенных» седел и оружия, «какие не делают ни в одной другой стране тюрок» [Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М., 2006. С. 122–124, 128]. Академик Нияз Абдулхакович Мажитов, всю жизнь посвятивший фундаментальным археологическим исследованиям, подтверждает, что такие сведения не оставляют сомнения в том, что эти названные башкирские города являлись крупными торгово-ремесленными и культурно-политическими центрами.
 
Материалов исследований действительно немало, и они дают основание утверждать, что уже в IХ-ХII веках башкиры были гораздо более развитым в общественном отношении народом, чем принято было считать долгое время. Письменные свидетельства, позволяющие судить о наличии у древних башкир городов, появлялись в печати сперва на арабском, потом на французском языках. А в 2006 году в Москве была выпущена книга «Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы», доступная широкому кругу читателей.
 
Как отмечают ученые, современной Уфе, судя по карте Идриси, более всего соответствует город Карукия (Карукийа). Он обозначен недалеко от впадения в реку Атил, то есть Белую, ее правого притока, напоминающего по очертаниям Уфимку – Кара-Идель. Правда, нужно отметить, что ассоциируемый с Уфой город Карукия ошибочно помещен на левом берегу Белой, а не на правом, что весьма простительно для автора, никогда не бывавшего в Башкортостане. Идриси пишет: «…Карукия – красивый город, состоящий из деревянных домов и войлочных палаток. Булгары совершают на них постоянные набеги. Расстояние между ними – шестнадцать переходов, и между ними происходят непрекращающиеся войны…».

Если взять за дневной переход расстояние в 40 километров, то длина пути между городом Карукия и булгарами будет составлять 640 километров, что близко к расстоянию между Уфой и современным городом Болгар в Татарстане. Таким образом, можно предположить, что археологический памятник Уфа-II соответствует городу Карукия, описанному в сочинении Ал-Идриси.
 
То, что на месте городища Уфа-II в древности был город – неоспоримый факт. Как он назывался – Карукия, Башкорт, Тура-тау или Уфа – предстоит выяснить исследователям. Период его расцвета приходится на VII-XII века. После монгольского нашествия город постепенно приходит в упадок. Последний удар ему наносит Тамерлан, огнем и мечом прошедший по территории Башкортостана в 1389 году.
 
Однако важно то, что в сознании башкирского народа не разрывается нить, соединяющая сегодняшний день и древнее прошлое. Мы постоянно хотя бы даже мысленно обращаемся к нашим предкам, и тем самым подпитываем их духовное существование, не даем засохнуть нашим корням. А в благодарность наши предки даже из глубины веков невиданным, порой удивительным образом протягивают нам руку помощи. В этой части радует интерес современников к древним башкирским городам. Так недавно в г.Уфе в торговом центре «Иремель» открылась башкирская юрта, названная по имени древнего башкирского города «Карукия».
 
«Карукия» - одна из немногих башкирских юрт, размещенных в общественных местах в Уфе. Юрта имеет войлочное покрытие, изготовлена из дерева с использованием натуральной кожи и веревочного материала. Из числа металлических изделий в конструкции юрты только дверные петли. Юрта находится на 3 этаже рядом с магазином «Уфа-игрушка». Внутри жилища размещены предметы домашнего быта башкир, одежда, утварь, книги. Вход в юрту бесплатный. Организована продажа башкирских сувениров. Посетители имеют возможность сфотографироваться. Нахождение внутри этого жилища дает человеку чувство спокойствия и умиротворенности. Это прекрасное место, где можно посидеть, забыть о проблемах, отдохнуть и вновь бросить мысленный взор в богатое прошлое своего народа.
 
Двери «Карукии» открыты, приходите!