История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Знай корни свои. КЫРГЫЗ
ИСТОРИЯ БАШКИРСКИХ РОДОВ. КЫРГЫЗ Формат: pdf, размер файла: 15,93 Mb


История хороша для тех, у кого она есть, смешна для тех, у кого ее нет и бесполезна для тех, кто ее не помнит.
История большинства тюркских народов содержится в китайских хрониках и сочинениях. Первые упоминания в них об одном из древнейших башкирских родов - Кыргыз, относятся к III веку до н.э. С тех пор прошло более 2200 лет. В течение этого времени у кыргызов были взлеты и падения, периоды великодержавия, чужеземного ига, миграции в поисках новой родины поочередно сменяли друг друга.

Башкирский период племени Кыргыз начинает свой отсчет с IX-X вв., когда небольшая группа енисейских кыргызов проникает на Южный Урал и входит в состав башкирского народа в качестве отдельного подразделения в родовой номенклатуре. Интересно то, что башкирские потомки кыргызского рода практически не имеют монголоидных черт. В раннюю эпоху кыргызы были высокими, светловолосыми, с голубыми глазами (известно из летописей), и таковыми пришли на территорию Урала. Их именем была названа территория их основного расселения – Кыргызская волость.

Свою генеалогию башкиры племени кыргыз возводят к потомкам Чингисхана Тонак-бию и Кадык-бию. Древнее шежере кыргызов было опубликовано в переложении бугульминского учителя Ахмедгали Халимова в 1913 году в журнале «Шура» (№ 10). Русский перевод данной публикации сделал советский этнографтюрколог С.М.Абрамзон:

«Согласно родословной (шежере), сохранившейся от времени наших дедов, родоначальника кыргызских башкир, живущих в деревне Ташлы Александровской волости Бугульминского уезда, называли „Куркод-ата“, (происходящего) из кыргызского юрта из потомков Сайда (из рода Магомета); (он жил) на Бухарской дороге, у моря Сыр. Его (Куркод-ата) сын Ахмед би, от него Мухамед би, от него Янба би, от него Кушик би.

Кушык би жил в деревне Иске Киргиз (Старый Киргиз) в долине реки Белой у озера Татыш и бил челом Белому бию. У Кишык бия были два сына: первый по имени Аккош би, второй — Куккуз би. У Аккош бия был сын по имени Бутамыш би, от последнего Буралмыш би. У Куккуз бия были два сына: по имени Кылчан (теперь название одной маленькой деревни) и по имени Тыныч; пишут, что эти два рода (зат) получили грамоту на нашу землю Великого царя Алексея Михайловича.

У Кылчана был сын Уразкилде, от него Ыдай, затем Модок, от него Бикмухамед. Славный Бикмухамед со своими сородичами пришли из деревни Иске киргиз и стали жить в деревне Катай. У Бикмухамеда был сын по имени Хусаин, который в 1755 году со своими сородичами основал деревню Ташлы Александровской волости Бугульминского уезда».

Сегодня башкиры-кыргызцы проживают на территории Бакалинского, Илишевского, Краснокамского, Туймазинского и Шаранского районов Республики Башкортостан, а также Актанышского, Ютазинского и ряда других районов Республики Татарстан
 
Кыргызские поселения Бакалинского района РБ

Бакалинский район РБ образован на вотчинной территории двух башкирских родов - Юрми и Кыргыз. Земли юрмийцев занимали западную, а земли башкир рода Кыргыз восточную половину района. Бакалинский район является также зоной компактного расселения такой этнической группы, как кряшены, которые определяют себя в качестве самостоятельной народности.
Село Тактагул основано примерно в 20-30-е гг. XVII в. Токтагулом, сыном Бюрки. Первоначально располагалось на правом берегу р.Маты, позже деревня развивалась на левом ее берегу. Тактагул - родина профессора, доктора юридических наук, члена-корреспондента Академии наук РБ Раянова Фаниса Мансуровича.

Катай (Катай Новый и Катай Старый) - село на р.Маты. Название населенного пункта, по всей видимости, связано с этнонимом башкир рода Катай. Ново-Катаево образовано во времена империалистической России, когда были переселены рязанские татары (мишари) в башкирские деревни с целью разбавления восстанческих настроений среди башкир. В Старо-Катаевской части раньше жили башкиры, их указом императрицы вытеснили в неудобную холмистую сторону. Сейчас деревня условно делится на «татар яғы» и «башҡорт яғы». То же самое происходило и с соседними деревнями, например, Старо-Куручево и Ново-Куручево. Cреди уроженцев Катаево отметим известного государственного деятеля Республики Беларусь, доктора юридических наук Латыпова Урала Рамдраковича. Им много было сделано для успешного развития башкирско-белорусских экономических связей. Он занимал важные государственные посты в Республике Беларусь: помощник президента (1994-1998), вице-премьер, министр иностранных дел - заместитель премьер-министра Республики Беларусь (1998-2000), работал государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь -помощником президента по национальной безопасности. В 2001-2004 гг. возглавлял Администрацию президента Республики Беларусь. В Новокатаево родился профессор, доктор технических наук Шаяхметов Ульфат Шайхизаманович.

Уруч (Старокуручево) - одно из крупнейших поселений башкир рода Кыргыз, расположенное в верховьях р.Мата, центр сельского совета. Издревле через село проходил земской тракт. Тептяри в этом селе «живут по записи 1792 г. от башкир вотчинников Кыргызской волости». В 1917 году Всероссийской переписью населения была учтена д.Новоокуручево.

Деревня Килька-абыз (Килькаабызово) основана в первой половине XVIII в. башкирами Кыргызской волости Казанской дороги на собственных землях. Фиксировалось также под названием Кильки Абызова, Тойка Абыз (по имени Тойки-абыза, участника восстания 1704-1711 гг.).

Деревня Камай (Камаево). Как пишут авторы справочника-энциклопедии о Бакалинском районе РБ, большую часть жителей этого села составляют казанские татары, бежавшие сюда от насильственной христианизации, и мишари с территории современной Ульяновской области. Последние населяли отдельную улицу деревни и «до настоящего времени жителей этой улицы называют мишарами». В то же время V ревизия населения (1795 г.) учла в д.Камаево Кыргызской волости 8 дворов с 53 жителями-башкирами; ревизии населения 1834 г. и 1859 г. также учли в Камаево башкир - 252 и 392 чел. соответственно.

Деревня Куян (Куяново, Старо-Куяново). Во второй половине XIX в. жители этой деревни на своих вотчинных землях на р.Сюнь основали новое поселение - Новое Куяново или Камышлы (Камышлытамак).

Деревня Устюм, уроженцами которой являются Герой Советского Союза Нуркаев Талип Латыпович, а также Марданов Зиннур Шайхуллинович. Жизнь Зиннура Марданова связана с работой в системе МВД СССР и дипломатическим корпусом (с 1993 г. являлся руководителем Представительства МИД РФ в Башкортостане).
 
Кыргызские поселения Илишевского района РБ

Деревня Киргиз Старый (Старокиргизово) расположена на р. Миништы - коренное поселение башкир вотчинников тюбы Аю Кыргызской волости, справедливо названное местными краеведами «волостьның башкаласы» («столица волости»). Это один из немногих населенных пунктов, сохранивших свое первоначальное название, происходящее от самоназвания рода-волости, т.е. произошедшее от этнонима. Это село - родина многих выдающихся личностей, среди которых доктор экономических наук, известный в республике государственный деятель Шаяхметов Ильдар Тимергасимович. В 1987-1991 гг. он - первый секретарь Илишевского РК КПСС; в 1990-1995 гг. - депутат Верховного Совета БАССР и начальник Секретариата Верховного Совета БССР; в 1995-1999 гг. - депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан; в 1998-2009 гг. - директор Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Из д.Киргиз происходят корни и известного далеко за пределами нашей республики бизнесмена и политика Сафина Ралифа Рафилевича, с 2001 г. - президента компании «ЛУКойл-Европа холдинг».

Деревня Киргиз Новый (Новокиргизово) с конца XIX в. стала называться Юлдашево. Юлдаш Московов (Мяскеев) - старшина Кыргызской волости, пугачевец. Он - из Старокиргизово.

Также в числе кыргызский поселений деревни Куктау (Куктово) при р.Кийкичу, Куктово Новое (Новокуктово) на р.Курпа (приток р.База), Шаммет (Шамметово) при р.Сюнь, Карабаш (название образовано от имени первопоселенеца), Исанбай при р.Миништы, Татыш при оз.Татыш, Ябалак (Ябалаково), Иштеряк при р.Курпа. В 20-е гг. XIX в. жителями д.Исанбай основана д.Улу-Ялан (Олоялан).

Деревня Шаммет - родина известных в соседней республике личностей - братьев Миннуллиных Роберта Мугаллимовича и Кима Мугаллимовича. Роберт Миннуллин - известный татарский поэт, журналист и общественный деятель, народный поэт Татарстана (27 марта ушел из жизни). Ким Миннуллин - директор Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова Академии наук РТ, член исполкома Всемирного конгресса татар, автор многих научных работ. Здесь же родился известный артист и певец Калимуллин Идрис Тимершаехович.

Деревня Аю была центром одноименной тюбы. В официальных бумагах с конца XVIII в. она называлась в переводе на русский язык Медведево, с начала XIX в. - Старомедведево. К тюбе Аю принадлежит д.Илиш. С 1866 г. волость называлась Илишевской, но ее центр находился в д. Новомедведево.

Тупей (Тупеево) при pp.Маты и Турба - родина народного писателя РБ Суфияна Поварисова. Урмет - родина башкирского поэта, прозаика, публициста Рината Хайретдинова (псевдоним Ринат Хайри).
 
Кыргызские поселения Краснокамского района РБ это несколько выселков из кыргызских сел современного Илишевского района РБ: Мушта (ныне Старая Мушта, образовалась путем выделения отдельных семей из д.Татышево), Уртаул (основали жители д.Мушта), Ново-Татышево (выделилось из д.Татышево). 
 
Кыргызские поселения Туймазинского района РБ

Северо-западный уголок современного Туймазинского района РБ от впадения р.Усень в Ик и ниже по течению был закреплен в прошлом на праве вотчинного землевладения за родом Кыргыз. В числе кыргызских поселений Тукмак-Каран (у слияния рек Усень и Ик, была известна и под названием «Гауыл»), Аблай на р.Акуш и Бятки при одноименной речке. 
 
Кыргызские поселения Шаранского района РБ

Деревни башкир рода Кыргыз здесь расположены в западной части района - в долине р.Ик до р.Сюнь, их восточными соседями здесь являются башкиры рода Елан.

Деревня Нижний Заит (Нижнезаитово) расположена у р.Чекен. Ее первопоселенцы -башкиры-вотчинники рода Кыргыз. Заит - это имя основателя деревни.

Деревни Кугарчи-Буляк (при одноименной речке), Барсук (Барсуково, является поселением припущенников), Нижние Ташлы, Верхние Ташлы (по договорной записи башкир Кыргызской волости 1782 г. кыргызцы припустили тогда сюда ясачных татар, тептярей из татар и башкир). 

Название д.Чекан-Тамак происходит от местоположения при устье одноименной речки. Поселение имеет и другое имя - Кулчубай.
 
Кыргызские поселения Актанышского района Республики Татарстан

Населенные пункты Актанышского района РТ, образованного 10 августа 1930 г. (в 1963-1965 гг. в составе Мензелинского района РТ), возникли на вотчинных землях башкирских родов (племен) Гирей, Еней, Буляр и Байлар. Внутреннее деление башкирского народа (роды, племена, союзы племен) легло в основу территориального деления края, состоявшего из волостей, которые, в свою очередь, объединяли кровнородственные и территориальные подразделения - тюбы (ара, аймак).

Территория современного Актанышского района в прошлом включала: Салагушскую тюбу Байларской волости; Тугузакскую, Енейскую, Бугадинскую и Камбарскую тюбы Енейской волости; Азякулевскую и Такталачуковскую тюбы Гарейской волости; Ябалаковскую тюбу Кыргызской волости; Булярскую и Мушугинскую тюбы Булярской волости. В период существования кантонной системы управления башкирским краем на территории современного Актанышского района находились 1-й, 2-й, 6-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й, 17-й, 22-й юрты XI (в 1847-1854 гг. - XII) башкирского кантона (военного округа).

В Актанышском районе на сегодняшний день имеется около 80 сел и деревень, основанных башкирами. Далеко не во всех районах Республики Башкортостан наберется такое количество башкирских населенных пунктов. Для сравнения: в соседнем с Актанышским - Краснокамском районе РБ башкирскими (включая ныне этнически смешанные башкирско-татарские, башкирско-татарско-марийские) являются чуть более 30 сел и деревень. В этническом отношении жители Актанышского района в наибольшей степени родственны жителям башкирских сел и деревень Краснокамского и Илишевского районов Башкортостана, поскольку в последних, как и в Актанышском районе, проживают потомки башкир аналогичных родов - Гирей, Кыргыз, Еней и Буляр.

Если в период проведения всех ревизий населения XVIII - начала XX вв. в границах современного Актанышского района башкиры абсолютно доминировали, то в последующем из списков они практически исчезли.

Аиш (Аишево, Аеш), село в долине р.Сюнь, в 11 км к юго-востоку от райцентра. Известно с 1745 г. Основано вотчинниками-башкирами Байсаринской тюбы Кыргызской волости.

Деревни Алим Старый (Староалимово) при р.Бизяр, ключе Безъяды и Алим Новый (Новоалимово) принадлежали башкирам-вотчинникам Байсаровской тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. - Актанышской.

Актаныш (Актанышбаш, Нижний Актанышбаш) - в настоящее время районный центр Актанышского района Татарстана (в 1930-1963 гг., и с 1965 г.). Деревня Актаныш известна с 1715 г. До 1920 г. она была центром Актанышской волости Уфимской губернии. Основана башкирами Ябалаковской тюбы Кыргызской волости на вотчинных землях башкир-гарейцев.

Казкеей (Казкеево, Кадыкеево) при р.Сюнь и Толнамас в 75 верстах от Мензелинска - поселение башкир Ябалаковской тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. - Актанышской.

Толнамас (Толнамасово) при одноименной речке, а также озерах и р.Сюнь - селение башкир Кыргызской волости, с 1866 г. - Актанышской. На границе земель Толнамасово русские крестьяне с.Каракулино основали новую деревню Узункулево на арендованной у кыргызских башкир вотчине с разрешением всего, «скота всякого водить, кроме свиней».

Чугана (Чуганаково) при одноименной речке и озере в 70 верстах от Мензелинска - поселение башкир Ябалаковской тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. - Актанышской.

Топас (Топасево) при р.Обезьянке в 15 верстах от Мензелинска - селение башкир Ябалаковой тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. - Мензелинской. В документах 1912 года сказано: сословие - «припущенники, народность - башкиры».
 
Кыргызские поселения Ютазинского района Республики Татарстан

В юго-западной части Татарстана, в Ютазинском районе коренными жителями края - башкирами родов Кыргыз и Байлар, основано около десяти поселений.

Акбаш при одноименной реке в 28 верстах от Бугульмы - поселение башкир Кыргызской волости. Башкирами сюда были припущены тептяри «на вечность из платежа единовременно 18 руб.» В Ведомости кантонного начальника XII кантона уточняется дата припуска тептярей: «по договору от башкир-вотчинников от 1 июня 1757 г.». Деревня упоминается в припускном акте за 1757 г., когда вотчинники Кыргызской волости припустили башкир Байлярской волости в д.Акбашево.

Ташкичу образовалась в 1815 г. Ее основали 10 семей башкир из д.Акбашево Кыргызской волости. Деревня расположена на р.Атамбей (бассейн р.Ик), в 10 км к северо-западу от районного центра.

Каразирик (Караерык) при р.Ик в 60 верстах от Бугульмы - поселение башкир Заитовой тюбы Кыргызской волости. V ревизия населения (1795 г.) показала в селе 37 башкир, проживавших в 9 дворах. В 1816 г. при 27 дворах было 169 башкир, в 1834 г. - 256, в 1859 г. при 50 дворах - 559 башкир.

Каракашлы при безымянной речке в 37 верстах от Бугульмы - деревня башкир Кыргызской волости (с 1866 г. - Чекановской) Бугульминского уезда Оренбургской (1865 г. - Уфимской) губернии. В 1795 г. при 25 дворах проживало 179 башкир, в 1 доме - 8 тептярей, в 3 домах - 15 ясачных татар, в 3 же дворах - 12 служилых татар. В 1877 г. на отмежеванной властями даче д.Байряки поселились башкиры из д.Каракашла, создав «выселок Кульчаново». Каракашлы - родина поэта Батыршина Сирина Ханифовича (1896-1969 гг., псевдоним Сирин).

Ташлы при одноименной речке в 30 верстах от Бугульмы - поселение башкир Кыргызской волости.
Байрака (Байракино) при одноименной речке в 40 верстах от Бугульмы - поселение башкир Кыргызской волости. Находилось в составе 4-й юрты XII башкирского кантона.

Ревизия 1834 г. учла жителей Уруссу в сословии тептярей - 22 чел. мужского пола как «заграничные выходцы, причисленные по указу Оренбургской казенной палаты от 26 июня 1819 г.». Перепись населения 1859 г. обнаружила в Уруссу 56 башкир и 603 государственных крестьян. Остальные башкирские поселения Ютазинского района Татарстана - Абсалям, Алабакуль, Байлар, Дым-Тамак (Димтамак) основаны башкирами рода Байлар.

Как отмечают историки, наиболее достоверно численность того или иного башкирского рода к началу XX в. дает перепись 1917 г. Результаты названного учета населения показывают весьма интересную картину по национальному составу Уфимской губернии. В первоисточнике - в так называемых подворных карточках - жители деревень (домохозяева) лично отвечали на вопросы переписчиков о том, кем они определяют себя по национальности. В ответах, помимо башкир, попадались такие варианты самоидентификации, как казак, тюмен, мусульманин, новобашкир, тептяр, мишар и другие. «Эта перепись проводилась в условиях, когда Россия на короткий период стала самым свободным государством, никаких ограничений, притеснений, заранее установленных задач не существовало» [Роднов М. И. Раздел VII. 1917 год. Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись по Белебеевскому, Бирскому, Уфимскому уездам Уфимской губернии 1917 г. // Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // А. З. Асфандияров, Ю. М. Абсалямов, М. И. Роднов. Уфа: Китап, 2001. С. 484.]. Отметим также, что во многих регионах, в частности в Татарстане, материалы переписи 1917 г. были утрачены. В Национальном архиве РБ (Уфа) сохранились материалы (подворные карточки) по всем уездам Уфимской губернии, кроме Мензелинского. Материалы переписи 1917 г. по данному уезду, переданные властям вновь созданной в 1920 г. Татарской АССР, как и многие другие архивные материалы, по неизвестной причине бесследно исчезли. В целом по подсчетам историков-исследователей современная численность башкир рода Кыргыз составляет около 50 тыс. чел.

- История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека - писал немецкий философ Карл Ясперс. 

Ныне восстановленная история башкир-кыргызов, на наш взгляд, является именно той основой, которая позволит представителям этого древнего рода сохраниться на лике земли. 

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Кыргыз, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень -  обо всем этом подробно рассказывается в X томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.