История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Башкирский народ » История башкирского народа » Он остается со своим народом, передавая ему Свет и защиту Всевышнего
Он остается со своим народом, передавая ему Свет и защиту Всевышнего


«Терпение нашего народа, как и наша вера, безгранично. Однако Аллах справедлив, и Он вознаградит нас за наши страдания. Я не доживу до этих дней, но вы будете свидетелями Времени божественной Истины» © Зайнулла Расули аль-Шариф аль-Башкурди ен-Накшбанди).
 
В настоящее время многие ищут свои духовные корни, народ возвращается к своим истокам, закономерно возрастает интерес к прошлому. Традиционным направлением в Исламе для большинства тюркских народов России является суфизм. Многие поколения наших предков придерживались пути духовного развития Накшбандия, который, без сомнения принес и приносит прекрасные плоды сохранения веры и религии на высочайшем уровне учености и искренности. 
 
Накшбандия - самое крупное суфийское братство (араб. тарикат), получившее в конце XIV в. название по имени основателя Мухаммада Бахауддина Накшбанда аль-Бухари.
 
В основе тариката Накшбандия лежит формирование у каждого человека таких благородных качеств, как чистота, необходимость жить честным трудом, терпимость, скромность, искренность, твердое следование вере и убеждениям, сохранение в сердце Аллаха и единство людей в делах. Суфизм наиболее полно соответствует исторической традиции башкирского народа, гармонично соседствует с другими конфессиями и всегда выступал и выступает за укрепление союза общества, государства и религии.
 
Великими суфийскими учителями (муршидами) Накшбандийского тариката у нас были Шейх Хусейн-бек, Мауляна Шейх Абдулхаким Курбангалиев, Абдулла Саиди ишан и Мужавир хазрат, Гатаулла ишан, Толомгужа ишан, Сахиулла ишан, Мауляна Шейх Гиляжетдин, Мауляна Шейх Абдульгани, Шамигул хальфа, Сеййиди Ягафар ишан, Мурадым ишан, Али Чукури и Арифулла Киеков и многие другие. Они, родившиеся в разных уголках исторического Башкортостана, своим духовным уровнем, благочестием и знаниями снискали признание не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Эти люди были опорой истинного Ислама в наших краях, их деятельность поддерживала высокую нравственность общества, укрепляла веру и единство народа.
 
Последним Великим шейхом тариката Накшбандия-Халидия на территории Поволжья Урала, Западной Сибири, Кавказа и Крыма был Зайнулла Расули аль-Шариф аль-Башкурди ен-Накшбанди (1833-1917) - уроженец д.Шарипово ныне Учалинского района Башкортостана, происходивший из башкирского клана Кувакан. Не случайно он носил высший титул духовной иерархии - Кутб Заман (Куддуси Сиррух), то есть «полюс времени». Бесспорен факт глубокого влияния Шейха Зайнуллы Расулева не только на простых верующих, но и на многих выдающихся представителей дореволюционной мусульманской интеллигенции и духовенства. 
 
Учитывая высочайший статус башкирского шейха 16 мая 2023 года в Уфе состоялась Международная научно-практическая конференция «Шейх Зайнулла Расулев и суфийская культура народов Евразии», посвящённая 190-летию со дня его рождения. 
 
Организаторами конференции выступили Администрация Главы Башкортостана, Уфимский университет науки и технологий, Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН, Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, Всемирный курултай башкир и Фонд Ибн Сины (г.Москва).
 
В научном форуме приняли участие исламоведы многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также молодые ученые, студенты и аспиранты. Общее число участников научного форума составило свыше тысячи человек.
 
В рамках конференции обсуждались такие темы, как духовное наследие шейха Зайнуллы Расулева в современной суфийской традиции башкирского народа, судьбы суфизма в России в советское и постсоветское время, трансграничные связи башкирских суфиев, феномен суфийской литературы, перспективы суфиеведения в России. 
 
Шейх Зайнулла Расулев поистине и сегодня остается со своим народом, передавая ему Свет и защиту Всевышнего.
 

«Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель (Коран, 17 сура «Ночной перенос», 81 аят)
 
Шейх Зайнулла Расулев при жизни дал многим ученикам иджазы (разрешения), но перед уходом к милости Аллаха тайну тариката передал своему сыну Абдрахману Расулеву, а также шейху Абдулла Бадретдину аль-Алегази из Мечетлинского района и Мужавир хазрату аль-Бурджани из Баймака Башкортостана.
 
Сильсила шейха Зайнулла Расулева с помощью, по мудрости и по воле Аллаха, присоединилась к золотой сильсиле Накшбандийского тариката, когда мюриды и последователи этой сильсилы тариката Накшбандия дали баят (присягу) Шейху Мухаммаду Мехмету Адиль, и эта сильсила влилась в золотую сильсилю Накшбандийского тариката.
 
Сильсила, сильсиля (араб. ряд, цепь‎) в суфизме - духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха.
 
Сегодня в Дагестане, они только сами знают из каких побуждений, говорят, что шейх Зайнулла Расулев (к.с.) передал свой высокий духовный уровень и тайну тариката шейху Сайфулле Кади (к.с.). Но это не соответствует истине.
 
Если посмотреть сильсилу Накшбандийского тариката в Дагестане в книге шейха Саид-афанди аль-Чиркави (к.с.) "Сокровищница благодатных знаний" [8, с. 233], то шейха Зайнуллы Расулева в сильсиле, приведенной шейхом Саида Афанди, просто нет (смю рис. 2 приложения). И не может быть, потому что это совершенно другая сильсиля Накшбандийского тариката, в отличие от сильсилы шейха Зайнуллы Расулева.
 
В этой же книге "Сокровищница благодатных знаний" (с.250 [8]) приведена схема (см. приложение, рис.3), в которой шейха Зайнуллу Расулева почему-то пририсовали сбоку к сильсиле Шазилийского тариката. Но шейх Зайнулла Расулев никогда не был в Шазилийском тарикате.
 
Вообще, при жизни шейх тариката дает иджазы многим ученикам. Так, например, у Халида Багдади (к.с.) по некоторым источникам было более 100 халифов, но тайну тариката он передал только одному - шейху Исмагилу Курдумери ад-Дагестани (к.с.), а остальные ветки потихоньку "заснули" или "засыпают".
 
В книге "Шейх Сайфулла Кади Башларов. Жизнь и творчество" (с.86, 87 [9]) пишется, что в копии (подчеркнуто, что это только копия) иджазы, переданной шейхом Зайнулла аш-Шарифи своему ученику Сайфулла Кади говорится: «В числе тех, кто последовал по этому пути в науках под моим руководством и вступил в группу моих последователей-учеников, был и мулла Сайфулла, сын муллы Хусайна из Дагестана. Я дал ему разрешение на совершение таваджуха и обучение зикру - поминанию Творца - любимых мюридов в высоком тарикате накшубандийа-халидийа, да освятит Аллах души его последователей…».
 
Как видно, из текста иджазы шейх Зайнулла Расулев дал иджазу Сайфулле Кади, как и многим другим своим последователям, что и подчеркнуто в иджазе. Но в иджазе не сказано, что Сайфулла Кади стал его преемником и ему передана тайна тариката. Это простая иджаза и такие иджазы, как и пишет сам шейх, Зайнулла Расулев дал многим своим последователям, в том числе своему последователю из Дагестана Сайфулла Кадию.
 
И еще. Шейх Зайнулла Расулев в иджазе пишет конкретно, что Сайфулла Кадыю он дает "разрешение на совершение таваджуха и обучение зикру -...- в высоком тарикате НАКШУБАНДИЯ - ХАЛИДИЯ",....И ни одного слова о Шазилийском тарикате. Да не могло и быть, т.к.Зайнулла Расулев не был шейхом Шазидийского тариката.
 
А в книге (с.98, 99 [9]) написано: «Шейх Саид-афанди аль-Чиркави пишет: "Затем шейх Сайфулла Кади, страстно желавший познать Шазилийский тарикат, встретился с имеющим разрешение на обучение Шазилийскому пути Мухаммадом Салихом, принял от него тарикат и стал его воспитанником. В дальнейшем Сайфулла Кади также получил разрешение от Мухаммада Салиха обучать других и стал его преемником».
 
Приводится и иджаза, переданная шейхом Мухаммадом Салихом своему преемнику Сайфулла Кади: «...я дал официальное разрешение - иджазу - достойному, совершенному, следующему своим знаниям, богобоязненному и чистому ученому-богослову, господину Башларову-заде Мир Халиду Сайфулле бин Хусейн ад-Дагестани на наставничество в тарикате шейхов накшбандийа-муджаддидийа и в тарикате шазилийа…» [9]. Здесь уже шейх Мухаммад Салих пишет о шейхе Сайфулла Кади, как о «…совершенном…».
 
Таким образом, после получения иджазы от шейха Зайнуллы Расулева, Сайфулла Кади не стал нести обязанности этой сильсилы Накшбандийского тариката от шейха Зайнуллы Расулева и не передал ее, а стал преемником шейха Мухаммада Салиха, то есть, другого тариката, которую и продолжил нести. Таким образом, сильсиля Накшбандийского тариката от шейха Зайнуллы Расулева в Дагестане не нашла своего продолжения и распространения.
 
Это ответ тем, кто, к сожалению, продолжает распространять неправильную информацию и суждения о шейхах золотой цепи Накшбандийского тариката, о мауляне шейхе Джамалутдине аль-Ҡумуки ад-Дагестани (к.с.), о мауляне шейхе Абдурахмане ас-Сугури (к.с.), о мауляне шейхе Шарафутдине ад-Дагестани (к.с.), о мауляне шейхе 'Абдуллахе аль-Фаиз ад-Дагестани (к.с.).
 
К этому нужно относиться с особой осторожностью, ведь Всевышний Аллах в Хадисе - Кудси [7] говорит: «Я объявляю войну любому, кто проявляет враждебность по отношению к тому, кто безгранично Мне предан».
 
Это также ответ тем, кто говорит, что высокая духовная вазифа и тайна тариката от мауляны шейха Зайнуллы Расулева аль-Башкурди (к.с.), якобы, ушли в Дагестан. Это не соответствует правде.
 
Высокая духовная вазифа, высокий духовный уровень и тайна тариката остались в Башкортостане и переданы шейху Абдулла Бадретдину аль-Алегази, шейху Абдрахману Расули аль-Башкурди и шейху Мужавир аль-Бурджани.
 
По фатихе мауляны шейха Мухаммада Мехмета Адиль ар-Раббани ан-Накшбанди рекомендуется после чтения намазов, Корана, совершения зикров, читать дуа Накшбандийского тариката следующим образом:
 
Иля шарафи-н-Набиййи Мухаммадин (салл-Аллаху алейхи ва саллям)
ва алихи ва сахбихи-ль-кирам,
ва иля машайихина фи-т-тарикати-н-Накшбандийяти- ль-Алийя,
хассатан иля рухи имами-т-тарикати
ва Гауси-ль-халика, хуаджа Мухаммад Бахауддин Шах- Накшбанди аль-Уэсийи-ль-Бухари,
ва иля мауляна Султани-ль-Аулийя Шейх Абди-Лляхи-ль-Фаизи-д-Дагестани,
ва мауляна шейх Зайнулла Расули аль-Башкурди,
ва мауляна шейх Абдрахман Расули аль-Башкурди,
ва мауляна шейх Абдулла- Бадретдин аль- Алегази,
ва мауляна шейх Мужавир аль-Бурджани,
ва мауляна Султани -ль-Аулия шейх Мухаммад Назим Адиль аль-Хаккани ан-Накшбанди ар-Раббани,
ва мауляна шейх Мухаммад Мехмет Адиль ан-Накшбанди ар-Раббани,
ва устазина устазина Абду-Халики-ль-Гудждавани,
ва саири садатина ва-с-Сидикиюн
аль-Фатиха.
 
Список литературы
1. Шайехзада Бабич. После смерти Ишана // Сборник «Мы башкиры». Составитель Равиль Бикбаев. Башкирское книжное издательство «Китап», 1994.
2. Алгар Х. Шейх Зайнулла Расулев - последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандийа в Волго-Уральском регионе // Шейх Зайнулла Расулев. Божественные истины / Сост., коммент., перевод И.Р. Насырова. Уфа:Китап, 2008, с.149-189.
3. Algar, Hamid. Shaykh Zaynullah Rasulev - The Last Great Naqshbandi Shaykh of the Volga-Ural Region // Muslims in Central Asia. Duke University Press / Durham and London. 1992.
4. С.ИХамидуллин.‘Абдрахман Расулевмуфтий и продолжатель суфийской традиции // Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войнеУфа, 2021, ISBN 978-5-4494-0088-8.
5. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999, с.352.
6. Мауляна Султан аль-Аулия шейх Мухаммад Мехмет Адиль ан-Накшбанди. Сохбеты (беседы) в Башкортостане. Уфа, 2015.-192 с.
7. Хадисы Пророка. Перевод и комментарии Иман Валерии Пороховой. М.:Рипол-Классик, 2022-312 с.
8. Шейх Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний, 2-е издание, М.: Издательство «ИХЛАС», 2002.
9. Муфтият Республики Дагестан. Шейх Сайфулла-кади Башларов. Жизнь и творчество, Ростов-на-Дону, 2022.
10. И.Р. Саитбатталов. Проблемы научно - теологического осмысления наследия А.З. Расулева // Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войне, Уфа, 2021, ISBN 978-5-4494-0088-8.
11. А.Г. Салихов. О деятельности муфтия Абдрахмана Расулева - сына шейха Зайнуллы Расулева // Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войне, Уфа, 2021, ISBN 978-5-4494-0088-8.
12. Шейх Зайнулла Расулев. Божественные истины. / сост., коммент., перевод И.Р.Насырова. Уфа:Китап, 2008, с.149-189.
13. Зайнулла Расулев - выдающийся Башкирский мыслитель, филосов, теолог и педагог - просветитель мусульманского мира. Материалы международной научно - практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения крупного педагога -просветителя, философа и религиозного деятеля Зайнуллы Расулева (1833 - 1917). г. Уфа. РИЦ БашГУ.
14. Мусульманский мир Российского Востока: традиции и новации. Материалы международного симпозиума, посвященного 180-летию со дня рождения шейха Зайнуллы Расулева. 2013, г.Уфа.
15. Традиционный ислам в России и выдающийся башкирский ученый-теолог, просветитель мусульманского мира шейх Зайнулла Расулев. Материалы Международной научной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения выдающегося башкирского религиозного и общественного деятеля Зайнуллы Расулева (1833-1917) гг. Уфа, Учалы и Троицк, 4-8 июля 2018 г.
16. Шейх Мухаммад Назим аль-Хаккани ан-Накшбанди. Практики Тариката Накшбандия. Уфа, 2021.
17. Шейх Мухаммад Амин аль-Курди аль-Эрбили. Книга вечных даров. / Перевод И.Р. Насырова, Уфа, 2000.