История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Башкирский народ » Башкирский быт » Башкирская народная медицина. Часть I
Башкирская народная медицина. Часть I


Арсенал народных средств, приемов лечения и профилактики болезней у башкир издревле был довольно значителен. Благодаря, в частности, этому, даже в сложнейших условиях войн, катаклизмов, нехватки лекарств и врачебной помощи башкиры сохраняли свое физическое и духовное здоровье и, как результат, существование. Однако, несмотря на это, башкирская народная медицина изучена недостаточно, приемы и методы народного лечения в большей степени сохранились благодаря передаче сведений от одного поколения к другому.  Этот пробел требует восполнения, несмотря на современное развитие медицины. Из числа исследователей наибольший вклад в изучение народной медицины башкир внес Варис Гумаров - врач, ученый, просветитель. Представляем материалы из его книги «Башкирская народная медицина». Книга издана в 1985 году на русском языке, в 1990 году – на башкирском.
 
Народные представления о причине и сущности болезней
 
Целый ряд патологических процессов народная медицина башкир объясняла с позиций стихийного материализма. Об этом хорошо свидетельствует народная мудрость, в частности, пословицы и поговорки. Так, довольно много заболеваний связывали с различными нарушениями в питании - голод, недоедание, поспешность в приеме пищи, плохое прожевывание, злоупотребление алкогольными напитками, несоблюдение чистоты, употребление недоброкачественной пищи и т.д.
 
Знали о заразных болезнях (йоғошло ауырыу). Последние могли быть вызваны при контакте с больным человеком, через пищу, питьевую воду, грязные руки. Заболевание легких, почек, опорно-двигательного аппарата, женских гениталий, пиодермию и др. обычно объясняли переохлаждением. Полагали, что по сравнению с другими больше подвержены переохлаждению грудные дети, женщины в дни менструации и последние недели беременности, роженицы, родильницы, а также престарелые; что переохлаждение нередко ведет к более серьезным простудной «этиологии» заболеваниям.
 
Для престарелых наиболее опасным и коварным считали весенний и осенний холода, нередко обусловливающие тяжелые формы воспаления легких с печальным исходом.
 
По сравнению с другими участками тела переохлаждение через подошвы ног чаще заканчивается значительным расстройством здоровья. По суждению башкир-аксакалов, лица разгоряченные, вспотевшие при некоторых обстоятельствах также могут подвергнуться сильному переохлаждению. Скажем, если указанные лица употребят вскоре в значительном количестве холодные напитки - воду, кумыс, квас, бузу и т.д. и после этого останутся в состоянии покоя, расположатся отдохнуть на земле даже в теплое время года, либо искупаются в прохладной воде, то при этой форме переохлаждения возможны очень серьезные нарушения здоровья.
 
Как известно, современная медицинская наука не отрицает роли переохлаждения при возникновении или обострении целого ряда болезней - ангина, воспаление легких, нефрит, радикулит, туберкулез и т. д. Ослабляя реактивность, сопротивляемость организма, переохлаждение создает благоприятный фон для развития патологического процесса.
 
Стихийно-материалистическим было и объяснение нарушения здоровья, вызванное травмой, физическим перенапряжением. Так, надсадом объяснялось опущение органов брюшной полости (эс төшөү). Существовало понятие «смещение сердца» (йөрәк ҡуҙғалыу). Правда, в трактовке понятия «опущение» в народной медицине башкир имеется весьма оригинальное толкование, с которым не всегда можно согласиться. Например, довольно часто ставили диагноз «опущение» головного мозга (мейе төшөү).
 
Народ знал о наследственных и врождённых болезнях. К ним относили страдания припадочные, туберкулез легких, сифилис, алкоголизм. В происхождении некоторых нервно-психических нарушений, болезней сердца причину усматривали в испуге, тяжелом оскорблении, моральном притеснении. Из болезней сердца данной этиологии прежде всего необходимо указать на «испуг сердца» (ҡот алыныу), который характеризовался различными субъективными ощущениями - боли за грудиной, сердцебиение, «замирание» сердца и пр. Припадки эпилепсии (ҡуянсыҡ) также иногда объясняли испугом. Причину истерии видели в недостатке воспитания. Довольно много заболеваний внутренних органов, нервно-психической сферы человека, некоторые заразные болезни объяснялись исходя из мистических и религиозных верований башкир. Так, причину недуга нередко видели во внедрении в человека злого духа (ен, шайтан), либо его кознях (ен ҡағылыу). Даже в настоящее время встречаются долгожители, которые параличи именуют «ен һуғыу», что означает наказание чертом. В свое время И.Г.Георгн (1779) писал, что «жестокие припадки от маточной болезни и тоски...» башкиры объясняли вселением в человека беса.
 
Подобно трактовали поражение молнией. Злой дух якобы во время грозы любит прятаться возле людей. Молния, «намеченная» для наказания злого духа, поражает и человека. Злые духи «алабасты» (албаҫты) в образе женщины с такими грудями, что их перекидывали через плечо, были причиной ночных кошмаров. Албасты наваливалась на спящего человека, закрывала ему рот, нос рудной железой. Спящий мучился, задыхался, в результате возникали кошмарные сновидения.
 
Полагали, что отдельные болезни имеют своего духа, его проникновение в человеческий организм и обусловливает заболевание; что болезнь существо живое, иногда с антропоморфными чертами; «находились люди», наблюдавшие болезнь в образе человека в рысьей шапке. Иногда же недуг приобретал образ животного или птицы, обычно сороки.
 
Целый ряд болезненных расстройств органов брюшной полости объясняли действиями «бүҫер» - особого мифического живого существа, который якобы имелся у каждого человека в области пупка. Его перемещения в брюшной полости, главным образом по желудочно-кишечному тракту, и «обусловливали» различные болезненные расстройства.
 
Приставание болезни, злых духов считалось более вероятным в болотистых, сырых местах, возле свалок, в бане, с наступлением темноты и пр. Считали, что злые духи особенно неравнодушны к грудным детям. Не исключалась подмена детей злым духом. Заболевание могли наслать духи умерших (убыр), а также колдуны„ чернокнижники (ҡара китапсы), чародеи (сихырсы) и др.
 
Иногда причину недуга видели в кознях недругов. Лихорадку объясняли испугом. Широко бытовал сглаз, который мог «поразить» любого человека, особенно детей.
 
Одной из причин заболевания желудочно-кишечного тракта считали «заползание» змеи через рот во время сна человека. Подобное ошибочное суждение, вероятно, был связано с отхождением иногда через рот аскарид.
 
Сущность патологического процесса при различных болезнях объясняли также двояко: и с позиций стихийного материализма, и с позиций мистико-религиозных воззрений. Так, была большая вера в «порчу» крови. Она допускалась по отношению всего организма либо отдельных органов и частей тела. Широкое распространение имело мнение о загустении крови (ҡан ойоу), ее застое.
 
По отношению к органам брюшной полости нередко фигурировал термин «опущение» желудка, печени, почек и т.д. Боли в животе, урчание в кишечнике, расстройство стула объясняли употреблением недоброкачественной или недоваренной пищи, заражением гельминтами (глистами), активизацией мифического существа «бүҫер», «заползанием» через рот змеи. Верили также в понятие «надуло живот», которое, по народным воззрениям, вызывается переохлаждением, попаданием холодного воздуха через задний проход и может сопровождаться метеоризмом, болями в животе. При поражении суставов, позвоночника употребляли термин «ҡатыу», что соответствует термину тугоподвижность. Оно сопровождалось нарушением функции пораженного сустава, болями. Самые разнообразные изменения в организме человека могли обусловить различные магические причины.
 
Существовала своя прогностика. Появление аппетита у тяжелобольного - признак начала выздоровления, наличие у больного пота с неприятным запахом трактовали как плохой прогноз в исходе болезни. В то же время обычное повышение потоотделения у больного считалось благоприятным симптомом - началом выздоровления.
 
 
Общие принципы лечения и ухода за больными
 
В народной медицине башкир лечение строилось исходя из причин и сущности страдания. Редко ограничивались назначением одного лечебного средства, чаще применяли сразу несколько. Почти всегда присутствовала суггестия. В деле успешного лечения считалось важным создание для больного бодрой обстановки, душевного покоя. Ограничивалось посещение больных. Данное требование прежде всего касалось детей младшего возраста. Целесообразность этой меры очевидна.
 
Серьезным компонентом успешного лечения являлось полноценное питание. Лучшая пища предназначалась больному. Имелось суждение об особой полезности для больного организма мясного бульона из молодой конины, баранины, курятины, а из молочных продуктов ценились ҡорот (башкирский сыр), кумыс, ҡатыҡ (разновидность квашенного молока). Большое внимание придавалось температурному режиму помещения, где пребывал больной. Оно должно быть теплым! Данное требование прежде всего касалось детей младшего возраста, престарелых, рожениц и родильниц.
 
При целом ряде заболеваний, сопровождаемых высыпанием на теле (корь, натуральная и ветряная оспа и пр.), пораженные участки не советовали увлажнять водой, запрещалось купание, общее обмывание. Не рекомендовалось насильственное удаление струпа с раневой поверхности. Считалось, что такое вмешательство приведет к осложнению раны. При агональных состояниях больному постоянно с ложечки давали пить воду. В предсмертные часы приглашалось духовное лицо, которое зачитывало изречения из Корана.
 
 
Народные врачеватели
 
Наиболее популярными и широко распространёнными средствами и приёмами народной медицины пользовались по существу в каждой семье. Родители, прародители лечили своих детей, внуков и пр. Были и специальные врачеватели: травники (үлән белгестәре), костоправы (һөйәк төшөрөүсе, быуын ултыртыусы), массажисты (һылап дауалаусы, кернә тартыусы), повивальные бабки (кендек инәй, кендек әбей), специалисты по обрезанию (сөннәтсе, баба), кровопускатели (ҡан ебәреүсе), специалисты по лечению пиявками (һөлөк һалыусы), лечцы-маги. Последние также подразделялись по видам оказываемой помощи: воздействующие заговором (арбаусы), ворожеи (ноҡотсо, күрәҙәсе), заклинатели (имсе), чертовидцы (шайтан күрәҙәсе), деятели религиозного культа (муллы).          
 
Народными врачевателями чаще становились люди пожилого и возраста, умудренные житейским опытом. Правда встречались и молодые, обычно дети или близкие родственники врачевателей. Кстати, среди этой категории лечцов всего отмечалось засекречивание лекарственных средств и приемов оказания помощи. Таким образом создавались разные семейные школы. Лечебная практика средствами эмпирической медицины обычно была уделом женщин. Однако имелись и мужчины-лечцы, например, специалисты по обрезанию и пр.
 
Особенно высоко ценились народные врачеватели из лиц, некогда побывавших в летаргическом сне; полагали, что они пожили на том свете, общались с Богом, поэтому обладают особым даром лечебного воздействия.
 
Хотя и существовала среди народных врачевателей своеобразная специализация, но в жизни редко кто ограничивался своей «специальностью», применял и формы лечебного воздействия. Среди народных врачевателей было немало талантливых, умело оказывающих лечебную помощь. Такие лечцы пользовались большим авторитетом, для получения от них лечебных рекомендаций нередко приезжали из очень отдаленных мест.
 
 
Средства и приемы лечебного воздействия
 
Арсеналом лекарственных средств эмпирической медицины башкир служили, как и у других народов, главным образом богатства трех царств природы: растительного мира, животного происхождения и минералы.
При изготовлении лекарственных форм мерой изменения были щепотка, горсть и чайная и столовая ложки, стакан и т.д.
 
Лечебные средства употреблялись в чистом виде, смеси, растворах, настоях, припарках, мазях и т.д. Снадобье, предназначенное для внутреннего употребления, как правило, принимались натощак 1-3 раза в день. Однократная доза жидкого снадобья составляла одну столовую ложку, полстакана или стакан. Основой для мазей обычно служили сливочное масло, топленое баранье сало, сметана. Соотношение действующего начала и основы мази чаще всего были 1 чайная ложка на 1 столовую ложку основы.
 
 
Лекарственные растения
 
В народной медицине башкир пользование целебными растениями уходит в далекое прошлое. Сбор растений производился зависимости от их вида и показаний к применению. Особенно высокие целебные свойства приписывались растениям, собранным мае и начале июня - в период их цветения. Целебные растения использовались свежими или высушенными. Сушка производилась затемненных и проветриваемых местах. Хранились в подвешенном виде в пучках или мешочках. Наряду с употреблением отдельных растений сырыми, практиковалось изготовление отваров, настоев. Известны и сборы.
 
Пример для отвара душицы: брали горсть сухой травы, заваривали как обычный чай пили перед сном 1-2 стакана в горячем виде. Нередко в отвар добавляли молоко. Вот рецепт одного из сборов: в равных частях брали сухую душицу и цветы шиповника расчете на 1 литр воды. Состав заваривался и употреблялся, как обычный питьевой чай.
 
Значителен был арсенал растений, которые применялись для лечения различных нервных, психических нарушений. Так, для снятия головной боли (а также при головокружении шуме в голове) в форме отваров, настоев использовали душицу, зверобой, аптечную ромашку, тысячелистник, листья брусники, плоды рябины, корень валерианы и обычный чай. Иногда от головной боли избавлялись вдыханием порошкообразного измельченного сухого корня чемерицы. При бессоннице на ночь принимали внутрь отвар душицы, зверобоя, корней водяной лилии.
 
Как успокаивающее средство при душевных волнениях, психическом возбуждении советовали пить отвар (либо настой) корня валерианы, душицы, цветов липы, листьев коровяка метельчатого, корня, листьев дягиля лекарственного. В некоторых районах Башкирии (Бурзянском, Белорецком), по рецептам бывших народных врачевателей при морально-психической подавленности, угнетенном состоянии считался полезным прием внутрь снадобья, изготовленного из различных частей (корня, листьев, ягод) воронца красноплодного. Отваром корня дягиля лекарственного лечили лиц, страдающих алкоголизмом.
 
При физической слабости, истощении, наряду с усиленным питанием широко рекомендовался прием составов, приготовленных из корней девясила. В этих же целях употребляли отвары, настои шиповника, а также корня мужского папоротника. При явлениях малокровия в рацион вводили морковь, красную свеклу, либо принимали отвар корней шиповника. В данном случае налицо сигнатура - пользование веществами, в какой-то мере близкими по цвету к крови. От слабости и других неприятных ощущений, связанных с солнечным и тепловым ударом, советовали пить отвар ягод клюквы, плодов черной смородины, рябины, малины.
 
При общем недомогании и других проявлениях цинги ели в сыром виде молодую зелень озимых хлебов. Как пишет А.Соколов, считалось, что полезнее ее употреблять в утренние часы.
 
Довольно велик перечень лекарственных растений, применявшихся при различных нарушениях в деятельности сердца. При боли в области сердца, сердцебиении, вообще при болезнях сердца употребляли отвар и настой душицы, горицвета весеннего, ландыша майского, полыни обыкновенной, корня (либо ягод) шиповника, воронца красноплодного, плодов малины, калины, ежевики, боярышника, брусники, корня валерианы, ромашки непахучей. При одышке, связанной с заболеванием сердца, пили отвар зверобоя. В случае возникновения отеков, водянки принимали внутрь отвар ягод (или хвои) можжевельника. Можжевельник широко использовали также в бытовой физиотерапии и санитарии.
 
Согласно народной медицине башкир, заболевания верхних дыхательных путей, легких обусловливается чаще всего простудным фактором. При этом полагали, что очень полезно применение потогонных средств. Исходя из сказанного, при насморке, кашле, болях в зеве, потере голоса, воспалении легких широко практиковалась дача потогонных средств. К ним башкиры относили плоды черной и красной смородины (а также ветки и листья), плоды малины, дикой вишни ягоды клубники, клюквы, цветы липы, шалфей, стручки красного перца, обыкновенную и горькую полынь. Обычно эти растения использовались в форме горячего отвара. Как потогонное средство употреблялся мед в виде натирания или же внутрь. Потогонный эффект достигался и путем паровой ингаляции с добавлением душицы, чабреца башкирского. Потогонные средства нередко применяли и заболевании других органов и систем, также при лихорадочных состояниях независимо от причины возникновения. При длительно текущих легочных заболеваниях (в том числе и туберкулез), упорном кашле большой популярностью пользовались снадобья, содержащие девясил.
 
Много растений применялось для лечения заболеваний пищеварительного тракта. При воспалении слизистой рта считалось полезным полоскание отваром дубовой коры. При появлении запаха изо рта советовали жевать «серу» (получаемую из смолы хвойных деревьев и бересты) и гвоздику. Корень борщевика, ромашки аптечной, лук рекомендовали жевать при зубной боли. Иногда на пораженный зуб клали смолу хвойных деревьев. При зубной боли весьма популярным было обкуривание дымом, исходящим от прокаливаемых семян белены. Иногда в этих целях использовали семена дурмана, конопли, или их смесь. Старожилы утверждают, что при подобном лечении иногда из пораженного зуба отходят белые «червячки». Любопытно то, что об отхождении «червячков» при окуривании больных зубов дымом белены, писал и знаменитый врач древности Ибн Сина
 
Для улучшения аппетита пили отвар полыни обыкновенной и горькой, листьев подорожника. Тошноту успокаивали дачей отвара черной смородины. Длительно текущие проблемы желудка предпочитали лечить снадобьями, изготовленными из корней девясила. При жидком стуле было принято употребление плодов черемухи, черной смородины, черники, дикой вишни или их отваров. Кроме того, использовался отвар зверобоя, горца змеиного, клевера красного, крапивы двудомной и корней щавеля обыкновенного и конского, мужского папоротника, крепкий чай, а также сухари и жареный горох. В детской практике нежным закрепляющим средством служил отвар черной смородины. 
 
В качестве слабительного применялся отвар крушины ломкой. При метеоризме (появлении газов в кишечнике) давали снадобье из корней лилии водяной. При желтухе, чаще всего наблюдаемой при болезни печени, назначался отвар чаги, цветов подсолнечника, волчьих ягод, зверобоя, корневища лилии кудреватой. Здесь опять имеем дело с сигнатурой - лечение составляли растения, имеющие желтый цвет, для изгнания кишечных гельминтов (глисты) употребляли внутрь отвар и настои полыни обыкновенной и горькой, а также коры осины. Полынью пользовались при лечении холеры.
 
Ряд растений нашли применение при отдельных болезненных состояниях мочеполовой сферы. Например, при ночном недержании мочи у детей давали пить отвар ягод и веток можжевельника. Аналогичное лечение наблюдалось и при задержке мочи. От белей принимали отвар красного клевера.
 
Некоторые растения нашли примените при лечении кожных болезней. Довольно пространенным было смазывание очагов экземы соком караганы кустарниковой (чилиги), который получали путем нагревания пламени веток растения. Проводилось и промывание экземы с использованием семян дурмана, конопли. Из семян белены, свербиги восточной, листьев василистника желтого, корневища заячьей капусты, березового дегтя готовили противоэкзематозные мази. Практиковалось промывание очагов экземы соком калины, земляники. Аналогичное лечение производилось и при чешуйчатом лишае, невродермите. Их также смазывали соком алоэ. При крапивнице парились ошпаренной крапивой двудомной в бане. Кожный зуд успокаивали протиранием отваром дубовой коры, корней конского щавеля либо чемерицы. Очаги кожного заболевания - песь (витилиго) смазывали соком домашнего лука. На бородавки наносили сок молочая, чистотела, отвар дубовой коры. Опухоли протирали отваром мыльнянки лекарственной.
 
Для избавления от перхоти голову мыли настоем березовых листьев. Полагали, что мытье головы отваром дубовой коры, душицы улучшает рост волос.
 
Участки опрелости припудривали мелко-мельченной сухой дубовой корой, грибными наростами на деревьях, либо трухой, образованной древесными червями (сөрөк).
 
При скрофулодерме (разновидности кожного туберкулеза) давали пить отвар корня купены многоцветковой, а листьями растения покрывали элементы поражения кожи. Очаги скрофулодермы окуривали и дымом от накаливаемых семян белены, дурмана, конопли. Аналогичное окуривание проводилось также при различных гнойничков язвенных поражениях кожи, гноетечени уха и пр. При фурункулезе считалось полезным пить отвар хмеля, настой купены многоцветковой.
 
Отвар корня чемерицы, а также мазь, содержащая истолченные семена свербиги, применялась для лечения чесотки, парши, стригущего лишая. Розовые высыпания на теле смазывали соком свежих плодов бересклета и черной смородины.
 
В лечебной практике народа широко применялись такие вещества растительной природы, как деготь, зола. Деготь пили при холере, бешенстве. Наружно его в чистом виде употребляли для лечения чесотки и других зудящих кожных болезней (крапивницы, экземы и др.). Через 2-3 часа после нанесения дегтя следовало обмывание тела с мылом. Практиковалось смазывание дегтем поражений слизистой полости рта. Популярны были дегтярные мази, их использовали для лечения чесотки, парши, стригущего лишая, экземы и других кожных заболеваний.
 
Древесная зола также являлась одним наиболее часто применяемых лечебных средств. Более целебной считалась зола, получаемая при сжигании осины, лиственницы. Золой натирались при чесотке, готовили мази, которыми лечили гноящиеся раны, пиодермию с явлениями изъязвления, с наличием гнойных корочек. Популярным было пользование древесным щелоком. Последний получали путем смешивания 1-2 кг золы с 1 ведром кипятка и последующего одно-двух часового «созревания» и отстаивания щелока. Щелок употреблялся как противопростудное средство, а также при лечении чесотки и других кожных поражений.
 
 
Справка о Варисе Гумарове - авторе книги «Башкирская народная медицина»
 
Варис Зиякаевич Гумаров родился 7 ноября 1928 года в деревне Ясиново Мечетлинского района Башкирской АССР, умер 26 августа 2007 года в городе Уфе Республики Башкортостан. «Это для народа, чтобы было нужно, полезно людям». Эти слова часто повторял Варис Гумаров - врач, ученый, просветитель. Семья была дружная, трудолюбивая. Отец, Зиякай, крестьянствовал, мама, Фазила, занималась домашним хозяйством, воспитывала детей: старший Иштуган, затем Варис, младший Домбас. В 1929г. в стране началось массовое строительство колхозов. Это было что-то новое, непонятное. Семья Гумаровых была выслана в Кемеровскую область. В ссылке семья находилась до 1936 года. Возвращаться в родную деревню было опасно, поэтому Гумаровы поселились на станции Бердяуш Саткинского района Челябинской области.
 
В 1945г. Гумаров окончил среднюю школу станции Бердяуш Саткинского района Челябинской области. В этом же году поступил в Челябинский медицинский институт. После его окончания в 1951г. был призван в ряды Советской армии. Служил в течение 8 лет на Дальнем Востоке (Приморском крае) в качестве военного врача.
 
В 1959г. он демобилизовался и поступил в клиническую ординатуру по дерматовенерологии при Башкирском мединституте. После завершения ординатуры работал по специальности, в течение нескольких лет был младшим научным сотрудником Уфимского НИ кожновенерологического института. В 1970г. В.Гумаров защитил кандидатскую диссертацию по проблемам борьбы с паразитарными кожными заболеваниями в Москве в Центральном научноисследовательском кожно-венерологическом институте.
 
В этом же году по конкурсу он принят на работу в БГМИ в качестве преподавателя на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения с историей медицины, где проработал свыше 30 лет в должности ассистента, затем доцента. В.З.Гумаров много сделал, будучи преподавателем, по подготовке методических пособий, принимал активное участие в создании музея мединститута, постоянно выполнял общественную работу. Одновременно являлся консультантом по дерматологии в поликлинике Минздрава №2. В течение ряда лет был ведущим редактором в Научном издательстве «Башкирская энциклопедия», где курировал вопросы медицины и здравоохранения.
 
В.З.Гумаров впервые с научных позиций взялся за изучение народной медицины башкир. Для выполнения этой работы им, наряду с использованием литературных данных (преимущественно этнографических), совершены экспедиционные поездки по Башкортостану, а также Челябинской, Оренбургской, Курганской областям. Пройдены сотни башкирских населенных пунктов, опрошено большое число лиц-информаторов. Так по крохам собирались сведения по народной медицине коренных жителей края. Полученные результаты докладывались на различных научных форумах в Уфе, Москве, Ленинграде, Тбилиси, Ташкенте, Тюмени, Алма-Ате. Сообщения вызывали большой интерес. Полученные данные послужили основой для подготовки и издания монографии «Башкирская народная медицина» на башкирском и русском языках.
 
Монография получила высокую оценку в республике, а также крупных ученых-историков медицины города Москвы: П.Е.Заблудовского, М.К.Кузьмина, Э.Д.Грибанова, Б.Д.Петрова и др. В монографии показаны положительные стороны народной медицины, а также негативные явления в ней. В 1985 году «Башкирская народная медицина», наконец, издается в Башкирском книжном издательстве на русском языке тиражом 5 тысяч экземпляров. Через несколько лет, в 1991 году, В.Гумаров добился перевода книги на башкирский язык. Вскоре монография получила признание и за пределами нашей страны: в Турции, Венгрии, Германии. В 2007 году к 75-летию БГМУ монография В.Гумарова «Башкирская народная медицина» переиздается тиражом 100 экземпляров в издательстве Башкирского государственного медицинского университета на русском языке, а в 2008 году - на башкирском языке.
 
В.Гумаровым впервые в республике изданы 2 толковых словаря: «Русско-башкирский словарь по анатомии и физиологии человека» и «Русско-башкирский словарь медикогигиенических терминов».
 
В.Гумаровым впервые издан на башкирском языке справочник по лекарственным травам: «Тыуган яkтын шифалы усемлектэре» («Целебные растения родного края»).
 
В 2001 году он выпускает энциклопедию медико-гигиенических знаний на русском языке, монографию «Мудрость веков о здоровье и долголетии». В нее вошли афоризмы, изречения, пословицы и поговорки о сохранении здоровья, высказывания общественных, государственных деятелей, философов, писателей, поэтов разных стран мира о здоровье и здоровом образе жизни.
 
Варис Гумаров внес значительный вклад в пропаганду здорового образа жизни. В республиканских печатных изданиях (газетах, журналах), преимущественно на башкирском языке, им опубликовано свыше 250 статей медико-гигиенического содержания. Варис Зиякаевич часто выступал с лекциями перед аудиторией. Ряд научно-популярных брошюр переведены с русского на башкирский язык, среди них «Алкогольные традиции и их последствия», «Половое воспитание», «Детские инфекции и профилактические прививки». В. Гумаровым были изданы две брошюры на башкирском языке: «Азбука здоровья» и «Гигиена быта». С первых лет издания отрывного календаря на башкирском языке В.Гумаров активно сотрудничал в нем: готовил материалы по народной медицине, о лекарственных растениях, а также помещал краткие зарисовки о ученых, врачах, внесших существенный вклад в науку здравоохранения. Работу в календаре продолжал до последних дней жизни. Писал статьи и в газеты, журналы.
 
Труд В.З.Гумарова был отмечен многочисленными Почетными грамотами мединститута, ряда республиканских печатных изданий, Башкирского обкома партии. Имеет звания «Ветеран труда», Отличник здравоохранения СССР. Был членом союза журналистов СССР, а затем РБ и РФ. В 1996 году ему присвоено звание «Заслуженный врач Башкортостана». Варис Гумаров всегда жил замыслами на будущее. Однако им уже не суждено было сбыться. Он ушел от нас полный надежд, новых идей. Но память об этом уникальном человеке, заслуженном враче РБ, ученом, просветителе останется с нами. 
Информация о В.З.Гумарове подготовлена в 2008 году доцентом кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО БГМУ, редактором газеты «Медик» БГМУ А.С.Рахимкуловым.