История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Башкирский народ » Башкирская семья » Семейно-брачные отношения
Семейно-брачные отношения


Источник: https://ufa-gid.com/encyclopedia
 
Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп (аймаков, ара, населей, тюб). В 19 в. большая часть деревень включала несколько родовых подразделений, поэтому браки заключались и внутри одного аула. Девушек выдавали замуж в 16-17 лет, иногда в 12-15 лет. Юноши женились в 16-18 лет, большая часть - в 19-20 лет и позднее. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей - доверенными лицами. Башкиры заключали браки по сватовству. У браков по сватовству несколько форм: калымный, колыбельное сватовство (бишек туйы), брак отработкой, левират и сорорат. Бытовали умыкание (ҡыз урлау) и брак побегом (ҡасып сығыу). 
 
Левират - обычай, по которому на овдовевшей женщине должен жениться брат ее мужа. У башкир, в отличие от классического левирата, на вдове мог жениться не только брат, но и ст. племянник мужа. Соблюдение левирата было непременным законом семейно-брачных отношений и соответствовало системе родства башкир. В 19 в. обычай сохранял свою троякую природу (брак, наследование имущества, переход соц. статуса).
 
 
До 18 в. основным типом семьи являлась большая патриархальная. Позднее ее место занимают малая индивидуальная и неразделенная семьи. 
 
Существовало несколько видов неразделенной семьи: отцовский (родители-женатые дети-внуки), братский (женатые братья-дети- племянники) и дядя - племянник. Главой неразделенной семьи являлся старший из мужчин, малой семьи - муж, после его смерти - старший взрослый сын, реже - вдова с малолетними детьми. Главы семей считались юридически ответственные лицами перед общиной. Малая семья в значительной мере была распространена у оседлых башкир, неразделенная - у полукочевых. Основная масса башкир жила в условиях моногамной семьи (полигамные семьи редки). 
 
Число детей в башкирской семье составляло в среднем 5-6 человек. Строго соблюдался принцип старшинства в женитьбе или замужестве. По сравнению с женщинами других мусульманских народов башкирки пользовались большей свободой, объяснявшейся огромной ролью женского труда в полукочевом скотоводческом хозяйстве, равной или большей долей приданого по сравнению с калымом, и не таким сильным проникновением ислама в семейный быт башкир.
 
Из всех видов развода по шариату у башкир практиковались талак (талаҡ) и хулла (хлюг). Талак заключался в троекратном произнесении мужчиной жене "талак" ("быть свободным"). В этом случае он выплачивал жене оставшуюся часть махр (мәhәр) (1-ю часть суммы будущий муж выплачивал до переезда жены в его дом). 
 
Хулла ("полюбовное соглашение") - вид развода, по котому жена предлагает мужу свой махр или часть приданого за право получить развод. 
Важнейшую часть семейно-брачных отношений составлял порядок наследования и раздела имущества в форме левирата, майората, минората, калыма, приданого, по законам шариата, по завещанию. 
 
Майорат - обычай, согласно которому старшему сыну принадлежит преимущественное или исключительное право наследования имущества, функций главы семьи, общественной должности отца. У башкир майорат существовал в пережиточной форме, когда старший брат должен был жениться и обзаводиться хозяйством раньше младших.
 
Минорат - обычай, по которому младший сын пользуется определенным преимуществами перед старшими братьями в наследовании отцовского состояния, главным образом, отцовского дома. Минорат не связан с наследованием политической власти и должности. Возникновение и утверждение минората связано с распадом семейной общины и становлением малой семьи как преобладающей ее формы. В системе родства башкир минорат нашел отражение в особом термине для обозначения младшего сына - "кинйә".
  
Калым (ҡалым) - выкуп за невесту, основное условие заключения брака у тюркских народов. У башкир калым существовал до принятия ислама. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В 19 в. преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял в среднем от 150 до 1500 руб. Для совершения бракосочетания достаточно было внести определенную часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки). До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма. В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (ҡалын алыу, ҡаршы туй, ҡалын алырға барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в северо-восточной и восточной Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 месяца после брачного сговора). По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (ҡалым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тещи. Калым у башкир бытовал и в начале 20 в.
 
В малой семье женатых сыновей после появления у них детей и женитьбы следующего сына выделяли в самостоятельное хозяйство, наделив их частью семейного имущества и скота, поставив дом. 
 
Дочери свою долю наследства получали в виде приданого и выступали наследницами личного имущества матери. После смерти отца возглавлял семью и распоряжался семейным имуществом старший сын. После смерти мужа жена по шариату могла претендовать на 1/6 его наследства (муж - на 1/3 наследства жены) и сохраняла право на оставшуюся часть махр. 
 
Доля вдовы зависела от обстоятельств: если она выходила замуж согласно левирату, то вопрос о наследовании снимался; если выходила замуж за человека из другой семьи, то за ней оставалось только ее приданое (она лишалась и детей). 
 
Часть башкирского общества в наследовании имущества придерживалась требований шариата, согласно которым наследниками считается широкий круг родственников, но приоритет принадлежит прямой линии перед боковой, отцовской перед материнской, мужской перед женской. В 19 - нач. 20 в. становится традицией наследование по завещанию.
 
В 20 в. семейно-брачные отношения претерпели значительные изменения, вызванные войнами, социальными, хозяйственными и политическими преобразованиями. Для них характерно снятие сословно-классовых, национальных и религиозных ограничений. Изменился брачный возраст: возросло число лиц, вступающих в брак в 30-летнем возрасте. Основная форма семьи - индивидуальная, однако немало семей из нескольких поколений и неполных. Возросла экономическая независимость членов семьи. Башкисркая семья сохранила семейный этикет, традиции помочи и др. Возрос интерес к семейным обрядам, связанным с рождением ребенка, свадьбой и др.
 
Литература: 
Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII - первой половине XIX в. Уфа, 1989; 
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991.