История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Новости » Акбузат вернулся на родную землю
Акбузат вернулся на родную землю


В рамках VI Всемирной Фольклориады в Бурзянском районе Башкортостана прошли торжественные мероприятия с участием представителей Венгрии, Кыргызстана, Черногории, Коста-Рики, США, Швейцарии и Албании. Самым значимым мероприятием стало открытие 6 июля 2021 года у озера Йылкысыккан (в переводе с башкирского языка означает «озеро, из которого вышла лошадь») памятника одному из главных персонажей эпосов, мифов и легенд башкирского народа - крылатому коню Акбузату. Вот как он описан в башкирском древнейшем эпосе «Урал-батыр»:

На коне чудесном седло,
Ну а к луке седла того
Приторочен алмазный меч;
Лита из золота лука седла,
Недоуздок на нем золотой;
Уши - два шила над головой,
Грива развевается гордо,
Вздернута точеная морда,
Зубы - как дольки чеснока,
Грудь соколиная, узки бока,
Крут и легок в копытах он,
Медью отливают глаза,
Шея тонкая, как змея;
Двойная макушка, впалые щеки,
Словно вытянутые - ноги,
Веки - как у дикого беркута;
Ступает, вздернув голову кверху,
Землю хвостом метет на ходу,
Уши ножницами раздвигает.
Танцует на месте, кося глазами;
Как у волка, быстрая кровь,
Так и пылает пара зрачков.
Дрожит под ногами его земля,
Пена стекает из пасти, бела,
А помчится, вспорхнув, как птица, -
Только следом пыль заклубится;
Любого, кто повстречается с ним,
Поражает величьем своим -
Вот таким был дивный тот конь,
Слетевший вниз, как небесный огонь.
 
Напомним, что в 2017 году, когда шла подготовка к Всемирной Фольклориаде-2020, в Ишимбае установили три арт-объекта, символизирующих историю и традиции башкирского народа - «Акбузат», «Мелодия» и «Урал-батыр». Однако это - лишь фигуры, вырезанные из листовой стали толщиной 10 мм. В 2020 году Фольклориада не состоялась и была перенесена на 2021 год. И к качеству подготовки к этому событию мирового уровня, которое проходит в эти дни, руководством республики было уделено особое внимание. В частности, очень важным было, пользуясь приездом гостей со всего мира, показать глубину и богатство истории, материальной и духовной культуры башкирского народа. Поэтому программа Фольклориады была составлена так, что ее участники не просто демонстрируют свое мастерство в Уфе, а посещают районы и города республики, красивейшие места Башкортостана, общаются с жителями, знакомятся с местной культурой. В числе таких поездок знаковым стало посещение Бурзянского района и открытие памятника Акбузату. Это монументальное сооружение высотой пять метров было отлито на Каслинском чугунолитейном заводе «Каменный пояс». 
 

Важность памятника для республики и ее населения отметил народный поэт Башкортостана Рашит Шакур:
- Это памятник, которому в республике пока нет аналогов. В Акбузате - наша древняя история, это наша духовность, это наш идеальный мир. Это наш герой эпоса, крылатый тулпар Урал-батыра, конь, по мотивам эпосов, спустившийся с небес. В образе заложена масштабная идея, олицетворяющая духовную крепость народа, рух. Для нас это большое событие. Для его создания нужен был проникнувшийся историей и культурой народа, богатый духовно башкирский скульптор. Им стал Ульфат Кубагушев. В свое время памятник Салавату Юлаеву стал важным событием для Башкортостана, появление этого памятника - такое же огромное и исторически важное событие. Мы должны быть благодарны его создателю, а также должны гордиться, что являемся продолжателями народа, оставившего нам богатое наследие, такую творческую мощь.
 
Для автора скульптуры - Ульфата Кубагушева, монументально-скульптурная композиция «Акбузат» - дело всей жизни. Эта его идея, зародившаяся еще в 1977 году, сегодня наконец-то реализовалась. Вот что он рассказал о монументе: 
- Мало быть скульптором, ведь изображаешь не реального коня. Акбузат - тысячелетиями отшлифованный поэтическим языком сэсэнов образ. Его надо было перенести в монументальный вид искусства. Как это сделать, не зная эпоса? Сэсэны прекрасно описали мифический образ. Моя композиция полностью основана на эпосах. Змея - плеть, седло на Акбузате - трон, булатный меч - отвага, геройская самоотверженность. Здесь каждый атрибут важен. Булатный меч предназначен Урал-батыру и подобным ему богатырям, по украшению и размерам - это уникальное оружие. При создании памятника нужно было учитывать и декоративно-прикладное искусство: чеканку по металлу, нанесение узора тиснением на кожу… Все это с давних пор занимало особое место в быту у башкир. На сегодняшний день мы их просто не используем. А в эпосе они показаны! Кстати, если «Урал-батыр» был записан в Баймакском районе, то эпос «Акбузат» записан сэсэном Мухаметшой Бурангуловым в 1917 году в моем родном районе - деревне Бабалар Куюргазинского района от Гатиатуллы сэсэна Биккужина. Это для меня также символично.
 
У Ульфата Миниахметовича есть еще одна важная цель - создание памятника Уралу-батыру в Уфе. Это правильная идея и ее нужно поддержать и реализовать. Это важно для всего Башкортостана.

 
Об эпосе «Урал-батыр»
 
Акбузат - один из главных персонажей эпоса «Урал-батыр» - самого крупного эпического произведения, существующего в стихотворной форме в фольклорном и литературном наследии башкир. Эпос занимает достойное место среди великих памятников эпического наследия народов мира. Не случайно его переводили на русский, английский, турецкий, немецкий, французский, венгерский, финский, абхазский и другие языки. Этот эпос является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы бессмертия жизни и природы, торжества добра над злом, идеи справедливого мироустройства и человечности.
 
Эпос впервые был записан в 1910 году известным башкирским сэсэном, драматургом, фольклористом и просветителем Мухаметшой Бурангуловым от сэсэнов-кураистов Габита Аргынбаева (1856-1921) и Хамита Альмухаметова (1861-1923) в селах Идрисово и II Иткулово Баймакского района республики. Эпос сохранился только в машинописи латинского алфавита и состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк.
 
Богатство содержания, изобразительная красочность слова, древняя сила и мощь башкирского эпоса все больше привлекают внимание ученых. Наряду с фольклористами исследованием эпоса «Урал батыр» занимаются археологи, лингвисты, философы, этнографы. В XXI веке увидели свет десятки монографических работ, посвященных эпосу, проходят научные конференции, посвященные изучению этого богатейшего наследия.
 
На фоне постоянного поиска людьми правильных форм построения взаимоотношений, государственности и мироустройства в целом содержание эпоса в последнее время привлекает все больше и больше исследователей, причем представителей разных народов и национальностей. В 2014 году житель г.Нефтекамска, предприниматель Аладдин Самедов перевел эпос на азербайджанский язык. Вот что он сказал по этому поводу:
 
- «Урал батыр» поразил меня с первого предложения. Там, как в святых книгах, повествование начинается с глубины веков, смыкается с далекой древностью. Меня потрясли строки башкирского эпоса, и я начал его досконально изучать. Это произведение - духовное наследие не только башкирской нации, а совесть, философия, основной закон, образец милосердия всего человечества. «Урал батыр» мне открыл смысл бытия, бренности жизни и необходимости творить добро. Об этой удивительной книге должен знать и мой народ.
 
Сегодня, когда мир интенсивно меняется, расшатываются морально-нравственные нормы и ценности, слова Урала-батыра не только для башкирского народа, а для всех людей планеты должны стать незыблемым правилом
 
Тыңла, илем, һиңә әйтәм:
Яуызға юлдаш булмағыҙ,
Кәңәшһеҙ эш ҡылмағыҙ,
Уландарым, һеҙгә әйтәм:
Мин әрсегән ерҙәрҙә
Кешегә байман табығыҙ;
Яуҙа булһа, баш булып,
Кешегә ил ҡороғоҙ,
Данлы батыр булығыҙ.
Олоно оло итегеҙ, -
Кәңәш алып йөрөгөҙ;
Кесене кесе итегеҙ, -
Кәңәш биреп йөрөгөҙ.
Күҙенә сүп төшөрҙәй,
Күҙһеҙ булып ҡалырҙай
Еҫерҙәрҙең алдында
Күҙенә керпек булығыҙ.
………………………..
Яҡшылыҡ булһын атығыҙ,
Кеше булһын затығыҙ;
Яманға юл ҡуймағыҙ,
Яҡшынан баш тартмағыҙ! 
 
Источник фото: https://vk.com/wall-184769745_1734