История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Новости » Открыть глаза людям на истинную суть вещей
Открыть глаза людям на истинную суть вещей


Муфтияты Татарстана и Дагестана пытаются присвоить духовное наследие башкирского народа.

2 июня 2021 года делегация Башкортостана посетила Дагестан, где встретилась с муфтием республики шейхом Ахмедом-хаджи афанди Абдулаевым. В составе делегации были и.о. директора Дома дружбы народов Республики Башкортостан Гульназ Мирхайдарова, председатель Дагестанского национального центра в Башкортостане Магомедхабиб Султанмагомедов, редактор дагестанской газеты "Ас-Салам" Зульфия Ханнанова, писательница Лира Якшибаева, имам-хатыб Нурмухаммет Нуриев, родственники башкирского шейха Баязита Хайруллина и другие.


 
Подготовка к поездке шла давно. Встреча в Дагестане была необходима для того, что внести ясность и поставить точку в довольно больном для башкирского народа вопросе – искажении исторической правды, неверном именовании башкирских шейхов Зайнуллы Расулева и Баязита Хайруллина.

В 2016 году в Дагестане были открыты две мечети, названные в честь башкирских шейхов Зайнуллы Расулева и Баязита Хайруллина (в Дагестане их имена считаются святыми). На открытие религиозных объектов приехали богословы со всей России, в том числе муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Тогда башкирских богословов назвали татарскими шейхами. А первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан Магди-хаджи Мутаилов в своем выступлении назвал Баязита Хайруллина «славным сыном братского татарского народа». На стене одной из этих мечетей на табличке написали: «Мечеть имени Накшбандийского шейха Баязида сына Хайруллина Казанского». Все это вызвало справедливое возмущение башкир, особенно земляков и родственников шейхов.

 
 
Именование башкирских богословов «татарскими» или «казанскими» - это уже не первый случай искажения правды. Вызывает удивление и то, что такой же позиции начинают придерживаться и духовные лидеры Дагестана. Что это, незнание истории, биографии или целенаправленная политика? Да, масштабы учений Зайнуллы Расулева и Баязита Хайруллина вышли за пределы Башкортостана и оказали огромное влияние на формирование и развитие религии, суфизма как в Татарстане, так и в Дагестане и других регионах страны. Однако от этого наши шейхи не поменяли свою родину, они как были башкирскими, такими и останутся. Башкирский народ очень терпелив, а его древнейшая история очень богата. Но духовные ценности башкирского народа не валяются на дороге, чтобы любой желающий мог подобрать их и записать своими.

Поэтому основной целью посещения Дагестана нашей делегацией была передача их муфтияту родословных (шежере) шейхов Зайнуллы Расулева и Баязита Хайруллина, где указано башкирское происхождение богословов. 

Итоги поездки в Дагестан на днях обсудили в Доме дружбы народов Республики Башкортостан. Участники собрания выразили огромную благодарность Всемирному Курултаю (конгрессу) башкир за организацию этой поездки. Состоялась очень плодотворная дискуссия, где в том числе были разъяснены и тонкости религиозных вопросов. Смысл обсуждений сводится к следующему:

1. Важно знать следующее правило: при упоминании имен известных шейхов тарикатов обязательно указывается их место рождения и народ, к которому они принадлежат. Например, шейх Джамалетдин Кумуки аль Дагстани, шейх Исмагил аль Дагстани. Или великие шейхи Накшбандийского тариката Шейх Мухаммад Бахаутдин аль-Бухари, Шейх Габдулхалик аль-Гудждавани, Абуязид Тайфур аль-Бистами. То есть в их именовании всегда обязательно указывается их родина.

Такое правило идет издревле и связано с мудростью (хикмат) Аллаха. Всевышний через своих любимых слуг - Аулия Аллаха (а известные шейхи тарикатов - они являются Аулия Аллаха) даёт баракат (благополучие) той или иной земле, стране и народу, живущему на этой земле.

Каждый человек и каждый народ должен беречь блага, дарованные Аллахом. Самая большая милость Аллаха - это Ислам, Иман, а затем милость Родины. Мы не должны недооценивать эти милости. Аллах дал нам все эти дары, и мы должны понимать их ценность.

Признаки искренней веры мусульманина - это соблюдение адаба (поведения, предписанного нормами ислама, включающего в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность) по отношению к Аллаху, к Его любимому пророку Мухаммаду (с.а.с.), к его любимым слугам - Аулия Аллаха. Называть Зайнуллу Расулева и Баязита Хайруллина с приставкой аль-Казани - это пренебрежение адабом (әҙәпһеҙлек) по отношению к Аулия Аллаха, адабом по отношению к пророку Мухаммаду (с.а.с.), адабом по отношению к Самому Аллаху. Это несомненно большой грех.

Поэтому называть башкирских шейхов Зайнуллу Расулева и Баязита Хайруллина татарскими, зная, что они родились на земле башкирской, для мусульманина это грех.

2. Среди некоторых людей бытует ошибочное утверждение, что баракат шейха Зайнуллы Расулева ушёл в Дагестан (такие люди есть, к сожалению, и среди башкир). Однако нужно знать, что баракат даёт не шейх, а Всевышний, Аллах. Он даёт его благословенным и благодарным народам, а через посланных им Аулия Аллаха еще больше усиливает и укрепляет. Хвала Господу миров, Он подарил много Аулия и Башкортостану, и Дагестану. Все идет от Аллаха и возможности Аллаха безграничны и бесконечны. Если Аллах дал баракат башкирскому народу, башкирской земле, Он не забирает его от башкир и не отдаёт Дагестану. Он даёт и башкирам, и дагестанцам, и не только им, а многим другим землям и их народам. Могущество Всевышнего безгранично.
Поэтому если кто-то говорит, что Аллах забрал баракат у башкир и отдал в Дагестан - это ни что иное, как унижение достоинств и возможностей Всевышнего, что является большим грехом.
Слава Всевышнему, через шейха Зайнуллу Расулева Он дал баракат и в Башкортостан, и в Дагестан, и в Сибирь, и в Казахстан, Киргизию, Москву, Петербург, Крым и многие другие земли.

3. Также некоторые люди ошибочно заявляют, что шейх Зайнулла Расулев свою высокую духовную стоянку, обязанности и секрет тариката передал в Дагестан. Опять же, к сожалению, есть башкиры, которые повторяют, умножают эту несправедливость и неправду. 

Муфтий Дагестана шейх Ахмед-хаджи афанди Абдулаев на встрече с делегацией из Башкортостана сказал следующее (см.видео):
- Зайнулла ишан оказал доверие, наставничество дагестанцу [речь идет о дагестанском шейхе Сайфулле-кади Хали́де Башла́рове]... Среди татаров, башкиров, были, наверное, хорошие люди, но от них Сайфулла-кади отличался чем-то, поэтому передали ему. Даже нацию не смотрел, регион не смотрел, смотрел только на достоинства.

Однако общеизвестно, что последователями Зайнуллы Расулева являются десятки тысяч человек во многих странах мира, а его официальным преемником стал сын Габдрахман Расулев. Об этом в день похорон Зайнуллы ишана было сказано известными всему миру уважаемыми алимами и самыми близкими мюридами шейха в доме, где он жил. Они - люди тариката, искреннего Имана и высокого духовного уровня. Такие люди говорят только правду и поступают по справедливости. Они - приближенные Аллаха и находятся в присутствии Аллаха, Аллах-хак!

Поэтому именно Габдрахман Расулев будучи не менее величайшим и авторитетным ученым-богословом и преемником своего отца с 1936 по 1950 год возглавлял Центральное духовное управление мусульман России. Известен факт, что в 1942 году после разговора с ним Иосиф Сталин принял всем известный приказ «Ни шагу назад!». А публичное обращение Габдрахмана Расулева к мусульманам в том же году, переведенное на языки всех мусульманских народов Советского Союза, сыграло важнейшую роль в мобилизации мусульман и их вкладе в победу Красной Армии в Великой Отечественной войне. То есть преемник Зайнуллы Расулева - его сын Габдрахман Расулев был не просто религиозным деятелем, его труд высоко оценивался лично руководителем СССР и имел большое государственное значение.

Кандидат филологических наук Искандер Саитбатталов очень подробно высказался по этому поводу:



4. В заявлениях муфтия Татарстана Камиля Самигуллина часто выдается мысль, что суфизм и тарикат на Урале и в Поволжье, в том числе в Башкортостане прекратил своё существование после смерти шейха Зайнуллы Расулева. Это ложное утверждение, видимо желаемое выдается за действительное. Такое заявление греховно и наносит тень памяти шейхов тариката и Аулия Аллаха. 

Суфизм не прекратил своего существования после ухода из жизни шейха Зайнуллы Расулева. Его дело в те чрезвычайно тяжелые, опасные и кровавые годы ещё с большей мощью продолжили прежде всего его сын шейх Габдрахман Расулев, шейх Абдулла Бадретдин аль Алегази, шейх Шамсутдин - внук Зайнуллы ишана из Шигаево, широко известный шейх Мужавир хазрат и многие другие шейхи - мюриды Зайнуллы Расулева и его сына. И до Великой Отечественной войны, и в послевоенные 1950-1990-е годы тарикат, суфизм был широко распространен, о чем свидетельствуют множество исторических материалов.


В Башкортостане сохранению памяти и учения Зайнуллы Расулева уделяется очень большое значение. Постоянно проводятся международные конференции, построена мечеть имени Зайнуллы Ишана на его родине в г.Учалы, содержится под присмотром место захоронения башкирского богослова, снят десяток документальных фильмов и передач, выпущены тысячи экземпляров книг разного содержания про Зайнуллу Расулева, тарикат и суфизм. Одной из центральных улиц в Уфе присвоено его имя. Память о шейхе Зайнулле Расулеве, шейхах Габдрахмане Расулеве, Шамсутдине и Мужавире хазратах и многих других Аулия Аллаха и шахидах Аллаха живет в сердцах искренних верующих и всего башкирского народа.

Таким образом, поездка нашей делегации в Дагестан и последующее обсуждение ее результатов позволили открыть ряд проблем, которые уже давно существуют, но редко обозначаются и чаще умалчиваются. В Год башкирской истории, объявленный Всемирным курултаем (конгрессом) башкир, необходимо продолжать вскрывать подобные проблемы, конструктивно их решать с привлечением компетентных специалистов в конкретной области. Чем больше башкирский народ заглядывает в страницы своего прошлого, начинает разбираться в документах, тем больше открываются неизвестные доселе исторические, духовные, культурные и другие факты и ценности. И примечательно то, что любое открытие лишь подтверждает глубину и богатство нашей истории и идет на пользу нашему народу, укрепляет его положение. Сегодняшнее развитие информационных технологий, систем передачи информации позволяет делать такие открытия почти мгновенно общедоступными. В вопросах изучении своего прошлого, выявления исторической правды башкирскому народу нужно действовать очень грамотно, оперативно обмениваясь информацией. Для этого есть все возможности. 
 
Сегодня очень важно открыть глаза людям на истинную суть вещей.