История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Новости » В Кушнаренковском районе Башкортостана состоялся съезд башкир рода Каршин
В Кушнаренковском районе Башкортостана состоялся съезд башкир рода Каршин


Источник: https://kurultai.ru
 
Вчера 17 июня 2021 года в с.Кушнаренково Кушнаренковского района Башкортостана прошел съезд башкир рода Каршин, представители которого сегодня преимущественно проживают в Уфимском, Благоварском и Кушнаренковском районах республики. 
 
В работе съезда участвовали члены Исполкома Всемирного курултая (конгресса) башкир, ученые, писатели, местные краеведы и делегаты-каршинцы. Пленарную часть мероприятия открыл глава Кушнаренковского района Руслан Гиззатуллин. 
 
- В нашем районе есть все условия для изучения, сохранения и развития истории своего народа. Такое мероприятие, как Съезд рода Каршин помогает наладить духовную связь между прошлым и настоящим. Именно на таких съездах дается богатый материал о родословной, о истории родного края, родной земли, - сказал Руслан Гиззатуллин. 
 
Далее со своими докладами выступили ученые из Уфы. Салават Хамидуллин рассказал об истории рода Каршин. По его словам, к сожалению, про род Каршин мало данных, поэтому историкам есть над чем поработать. 
 
- В настоящее время представители этого рода проживают в трех соседних районах. Но исконные их земли находятся здесь. Деревню Шарипово основал знаменитый башкирский старшина Шарип Мряков. Для своего времени он был прогрессивным человеком с хватким умом. У него даже в Уфе был большой дом, а это большое достижение в то время, - сказал Салават Хамидуллин. 
 
Каршинцы славятся и известными выходцами. Самый известный среди них - Рудольф Нуриев. Кандидат социологических наук Ильгиз Султанмуратов ознакомил с родословной знаменитого танцора, предоставил фотографии из семейного архива. 

- Корни отца Рудольфа - Хамита не из Асяново, как написано в Википедии, а из деревни Шарипово Кушнаренковского района. Это доказано архивными документами. Хамит Нуриев был военным человеком и не одобрил увлечение сына танцами, так как считал это «не мужским занятием». Но он все равно не бросил свое увлечение и добился немыслимых высот. В основе танцевального мастерства великого маэстро лежит духовная сила и темперамент башкирского народа, - рассказал Ильгиз Султанмуратов. 
 
Другой известный мастер сцены Хашим Мустаев также из рода Каршин. Среди знаменитых представителей можно назвать также писателя Файзрихмана Валиева; доктора медицинских наук, профессора Ставропольского медицинского института Альберта Вафина; первого профессионального женщины-археолога Башкирской АССР, кандидата исторических наук, основателя сарматской археологии Южного Урала Махмуду Садыкову; Героя Советского Союза Салиха Валеева; народного художника Башкирской АССР, народного художника РСФСР Мухамеда Арсланова и многих других. 
 
Сами представители рода также выступили с докладами об истории родных сел, о родословной, о прошлом и настоящем каршинцев. 
 
После пленарной части прошли выборы Совета рода и его председателя, прослушивание и утверждение гимна. Автор гимна - Рида Мингажева из деревни Мамяково Кушнаренковского района. 
 
В завершение съезда состоялась передача штандарта - эстафету принял Зилаирский район, где 19 июня пройдет Съезд рода Тангаур, возглавляемого Юнером Валеевым.
 

 
Из истории башкир рода Каршин
 
Небольшой род с большой историей - так можно сказать о башкирах-каршинцах. Их истоки теряются во тьме веков, но в эпоху позднего средневековья они уже известны как военный клан с большой традицией. В их прошлом много особенностей, делающих их уникальным явлением в созвездии башкирских родов.
 
Каршин - один из 49 башкирских родов, относится к северо-западной группе башкирского народа. Вотчиной каршинцев была вся долина р.Кармасан, что в центре исторического Башкортостана. Сегодня их селения расположены на территории Кушнаренковского, Уфимского и Благоварского районов республики. Однако в прошлом каршинцы проживали на более обширных пространствах, включавших в себя так же и части Чишминского, Благовещенского и Мишкинского районов нашего региона.
 
По мнению историка Р.Г.Кузеева, предки каршинцев находились в составе кыпчакской миграционной волны, вытесненной в XIII в. монголами на территорию Башкирии. Он выводит этноним «каршин» из древнетюркского слова Qarşı, означающего, по его мнению, «крепость», хотя в известных науке памятниках тюркской литературы оно означает «дворец». Так или иначе, форма «каршин», по всей видимости, является производной от «карши» и обозначает дворцовую или крепостную стражу. В ХIII веке существовала волость, названная по имени этого рода Каршинской.
 
Поселения башкир рода Каршин Кушнаренковского района РБ
 
Коренное поселение каршинцев - Шарип, раньше оно по названию рода называлось Карши, Каршин, а также Мряк. Село расположено на р.Кармасан у впадения в нее небольшой р.Каряка. Впервые д.Каршин упоминается в 1688 г. в челобитной удмурта с жалобой на башкир Нуркея Сартова с товарищами о нарушении ими договорной записи на отданную челобитчику на срок землю. То есть уже тогда удмурты были припущены в эту деревню. Затем деревня называлась по имени Мряка - муллы Султукова - Мряково. А еще позже получила название Шарипово от имени Шарипа - сына Мряка Султукова. Шарип Мряков в 1736-1744 годах был старшиной Каршинской волости, а с 1739 г. - одновременно и главным старшиной Казанской дороги. Заметим, что отец (Мряк), его сыновья (Шарип, Аит), внуки, правнуки были верными царскому правительству административными чиновниками. В ходе подавления башкирского восстания 1704-1711 гг. Мряк Султуков был на стороне карателей. В то время Шарип Мряков был одним из первых людей Башкирии в отношениях с царским правительством. Кроме этого, это был сверхпредприимчивый человек, владеющий огромными землями. Он был первым башкиром, который имел дом в Уфе (тогда город был крепостью), добился получения патента на продажу алкогольной продукции (в условиях, когда на это была монополия государства) и заработал огромное состояние.
 
Чуть ниже по течению р.Кармасан расположилось еще одно поселение каршинцев - Мамяк (название связано с Мамяком Катиковым - активным вотчинником волости). Оно имело и другое название - Туйсабаново. В то же время в 1834 г. самостоятельно существовали как д.Мамяково, так и д.Туйсабаново (или Туйсабаково). Обе находились на территории Каршинской волости. Перепись 1920 г. показала Мамяково 1-е и Мамяково 2-е, отстоящие друг от друга в одной версте.
 
Несколько деревень каршинских башкир расположены вдоль притока Кармасана - Каряка. Старинное их поселение Акбашево впервые упоминается в одном источнике за 1712 г., когда дуванейские башкиры припустили к себе своих же одноволощан, указали границы их вотчины, назвав «до межи Каршинской волости башкирцев до Акбаша». Затем между 1795-1801 гг. ее жители основали выселок, ставший деревней. Тогда их называли Верхнее и Нижнее Акбашево. В 1801-1815 гг. башкиры двух селений основали Среднее Акбашево. Из всех трех деревень выделились тептяри и мишари, которые в начале 70-х гг. XIX в. основали свое поселение под названием Новоакбашево, в то время как в трех коренных поселениях каршинцев оставались одни башкиры. 
В числе поселений Кушнаренковского района, где живут башкиры-каршинцы, и деревни Старогумерово и Угузево, которые со временем стало многонациональными.   
 
Поселения башкир рода Каршин Уфимского района РБ
 
Немного выше по течению р.Кармасан имеются еще две деревни каршинских башкир. Хотя они и расположены буквально в 4-6 км от коренного поселения каршинцев - с.Шарип, но относятся к Уфимскому району. Одна из них - Юлуш - возникла между 1801 и 1815 гг. Юлушево имело и другие названия, как Кочергино, Карчаш, происхождение которых неизвестно. Второе поселение каршинцев в Уфимском районе - Асан (Асаново). В 1780 г. оно стало национально смешанным, тогда по договору от 6 июня башкиры припустили сюда мишарей. Через 8 лет припуск был повторен.
 
Поселения башкир рода Каршин Благоварского района РБ
 
В Благоварском районе республики два каршинских поселения - Агарды (впервые фиксируется в 1834 году как поселение из 8 башкир, по данным переписи 2002 года 92% - башкиры), и Кугуль (впервые фиксируется в 1859 году как поселение из 67 дворовых помещичьих крестьян, по данным переписи 2002 года 85% - башкиры).
Необходимо сказать и про село Бишкази и деревню Узыбаш, ныне находящихся на территории Чишминского и Благоварского районов РБ соответственно. Жители названных селений или, по крайней мере, их часть, являются потомками башкир-каршинцев. А вот каршинские аулы Ишмухамметово и Салтарово просто исчезли.
 
По подсчётам ученых-исследователей современная численность каршинских башкир составляет около 7,8 тыс. чел.
Важнейшие моменты прошлого башкир рода Каршин, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень -  обо всем этом подробно рассказывается в XV томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина.