История башкирского народа, быт, семья, национальная кухня, изготовление юрт
8 (927) 338-31-66 minasaba@mail.ru г. Уфа, ул. Кустарёво, 15д
Главная » Новости » В Калтасинском районе Башкортостана состоялся съезд башкир рода Гирей
В Калтасинском районе Башкортостана состоялся съезд башкир рода Гирей


28 мая 2021 года в с.Калтасы Калтасинского района республики в рамках Всероссийского фестиваля фольклора «Ырыуҙар ағасы» и Года башкирской истории состоялся съезд башкир рода Гирей. На мероприятии приняли участие представители Калтасинского, Илишевского, Краснокамского, Татышлинского и Янаульского районов Башкортостана. 
 
Основное мероприятие прошло в районном Доме культуры с.Калтасы. Здесь была организована выставка декоративно-прикладного искусства башкир, представлены родословные (шежере) семей гирейцев Калтасинского, Татышлинского и Краснокамского районов республики.
 
С научными докладами выступили руководитель АНО «Шежере», кандидат исторических наук Хамидуллин С.И., руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан, кандидат исторических наук Юсупов Ю.М., доцент БашГУ, кандидат филологических наук Саитбатталов И.Р., доцент БашГУ, кандидат исторических наук Калмантаев Н.М., главный специалист Аппарата МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир», руководитель общественного движения северо-западных башкир «Без башкортлар» Бахтиев Р.Р.


После выступления ученых-историков слово взяли коренные жители районов - гирейцы. 
 
Адгам Фарвазетдинов из Татышлов представил доклад «История, культура и быт гирейцев Татышлинского района». 
 
Светлана Сафина познакомила с историей гирейских деревень Янаульского района, а Земфира Сагитова рассказала об аналогичных селениях на Калтасинской земле. 
 
Представитель Илишевского района Назир Рахимов подготовил свое шежере, в которой смог собрать данные о 1700 человек из 24 поколений. 
 
Риф Саматов из Калтасинского района тоже составил свою родословную. Для этого ему пришлось не раз ездить в Уфу, сидеть в архивах, в итоге получилось древо из 13 поколений. 
 
Ветеран труда, заслуженный работник торговли Республики Башкортостан, обладатель медали «Аль-Игтисам» («Сплоченность») Фандавис Нафиков ознакомил с реализацией проекта «Атайсал» в Калтасинском районе. 
 
Калтасинец Фаиль Хабибуллин рассказал, что после ознакомления с книгой Салавата Хамидуллина о башкирских родах, заинтересовался своим происхождением и узнал много интересного:
- Вот у меня сестра записана башкиркой, а я татарином. В книге «Гирей» описана гаплогруппа гирейцев, я проверил своего сына и выяснилось, что она полностью совпадает. Что я хочу сказать. Мои родители в свое время говорили на башкирском языке, я сегодня разговариваю как бы на татарском, дети понемногу владеют и тем, и этим, а внуки уже на русском говорят. Кто знает, может, придет время, когда и русский язык забудут, но вот кровь предков - она останется. Мы не должны забывать, что мы башкиры, - сказал Фаиль Хабибуллин. 
 
Делегаты съезда рода Гирей выступили с предложениями, которые вошли в Решение йыйына. В документе в частности прописали такие пункты, как:
 
- увековечение имени выдающегося представителя рода Гирей - народного писателя Башкортостана Суфияна Поварисова; 
 
- в целях сохранения своей идентичности, изучения истории своего рода, корней своих предков продолжение проведения праздника «Шежере байрамы» («Праздник родословной») в населенных пунктах Илишевского, Калтасинского, Краснокамского, Татышлинского, Янаульского районов республики;
 
- обмен опытом и содействие проведению праздника «Шежере байрамы» в Актанышском районе Республики Татарстан - районе компактного проживания гирейцев; 
 
- развитие традиционных видов спорта; 
 
- составление списка выдающихся личностей, государственных и общественных деятелей рода Гирей и увековечение их имен; 
 
- усиление работы с родителями по выбору родного (башкирского) языка, обучению и изучению башкирского языка в образовательных организациях и другие. 
 
На съезде также был избран Совет рода Гирей, в который вошли семь человек - представителей города Нефтекамск, Янаульского, Татышлинского, Калтасинского и Краснокамского районов республики. Председателем совета остался руководитель движения «Без башкортлар» Радик Бахтиев.
 
Делегаты единогласно утвердили атрибутику рода - герб, подготовленной Геральдической комиссией при Всемирном курултае (конгрессе) башкир и гимн, написанный Илюсой Поповой на стихи Рифа Саматова. 
 
По окончании съезда последовала передача штандарта съезда родов Аургазинскому району республики. Там через неделю 4 июня там пройдет Йыйын рода Меркет-Минг. 
 
На съезд гирейев также приехал знаменитый кураист-виртуоз Роберт Юлдашев. Он сыграл на курае и обратился к собравшимся:
- Представьте себе случай, что вы готовили подарок человеку, а когда вручили его, он просто взял и выкинул. Вам это понравится? Нет. То же самое ваша история, традиции, язык и культура. Это подарок от ваших предков. Не выбрасывайте его, храните и берегите, - сказал знаменитый музыкант
 
Йыйын рода Гирей, как и прошедшие до этого съезды балыкчинцев, уранцев, унларцев, дуванцев, кубовцев и многих других показал, что северо-западные башкиры не потеряли национальную идентичность, осознают себя носителями башкирского этноса и бережно хранят свое богатое прошлое – неотъемлемую часть истории и культуры башкирского народа. 


 
Из истории башкир рода Гирей
 
В числе 49 башкирских родов особое место занимает племя Гирей. Его история насчитывает более тысячи лет. Предки гирейцев были державным народом с традицией собственной государственности и согласно «Тайной истории монголов» («Сокровенное сказание») именно они оспаривали пальму первенства у нарождающейся мировой империи Чингиз-хана и были его самыми грозными противниками.
 
В составе башкирского народа гирейцы стали одним из уважаемых илей (улусов), которые стояли во главе движения родовой аристократии к автономии или даже независимости от джучидских ханов. В период нахождения в составе Русского государства гирейцы вместе с другими башкирскими родами прошли через «огонь» башкирских восстаний и «трубы» военной службы в составе вооруженных сил России. Не оказались они в стороне и от борьбы за национальное самоопределение и образование Башкирской Республики. 
 
Ранняя история гирейцев, возникновение их государственности, борьба с Китаем и Чингиз-ханом, миграция гирейцев на Южный Урал - обо всем этом подробно рассказывается во II и II (2) томах «Истории башкирских родов». В отдельном параграфе приводится биографический очерк о сподвижнике А.-З.Валиди в борьбе за автономный Башкортостан Ильдархане Мутине, происходившем из династии старшин Гирейской волости и начальников башкирских кантонов Мутиных. Здесь также публикуются результаты генетического обследования гирейцев, а также данные дерматоглифики. 


 
Сегодня гирейцы составляют большую часть башкирского населения Краснокамского района Башкортостана. Они также проживают в прилегающих к указанному району селениях Илишевского и Калтасинского районов республики. Около 20 сел по обе стороны административной границы между Янаульским и Татышлинским районами РБ также имеют гирейское происхождение. Основной массив селений, основанных башкирами-гирейцами на левом берегу р.Агидель, ныне входит в состав Актанышского района Татарстана. В прошлом данное племя подразделялось на две части: урман-гирейцев, имевших вотчины в районе верхнего течения рек Варзи и Гарейка (в настоящее время это Янаульский и Татышлинский районы Башкортостана), и иль (ильде)-гирейцев, проживавших в низовьях р.Агидель по обе её стороны.
 
Иль-гирейцы, в свою очередь, разбивались на следующие территориальные единицы – тюбы: Янзигитовскую и Буртюковскую, которые находились в Белебеевском, а затем в Бирском уездах; Азякулевскую и Такталачукскую, входившие в состав Мензелинского уезда (ныне территория Татарстана).
 
Сегодня занимаемая гирейцами территория входит в зону распространения северо-западного диалекта башкирского языка и сравнительно хорошо изучена в лингвистическом отношении.
 
Поселения, основанные гирейцами на территории Актанышского района Татарстана:
Азякулево (Азякуль), Актанышбаш (Верхний Актанышбаш), Балтасево (Балтас, Балтач, Балтач Старый), Новое Балтасево, Зияшево (Старое Зияшево, Старое Дияшево), Новое Зияшево (Зияш Новый, Каратал), Ирмяшево (Ирмяш), Куяново (Куян), Верхнее Мрясево (Мрясево), Уразаево (Уразай, Моховая), Шарипово (Шарыпово, Шарип), Барсуково (Барсук, Бурсык), Нижнее Гареево (Нижний Гирей, Старый Гирей), Верхнее Гареево (Верхний Гарей, Новый Гарей), Такталачуково (Такталачук, Нижний Такталачук и Верхний Такталачук), Тлякеево (Телекей, Тлякей Старый, Тлякай, Тлякеева), Тоймурзино (Таймурзино,  Тоймурза), Ямалы (Моншино), Ильчибаево (Ильчибай), Ирмяшево.
 
Поселения, основанные гирейцами на территории Башкортостана:
На территории Илишевского района РБ в прошлом к Гирейской волости относились деревни Старохазино, Телекеево, Старобиктово.
Деревня Новобиктово - выселок из деревни Старобиктово - единственное поселение на территории Дюртюлинского района РБ, относившееся к Гирейской волости. В 1920 г. она названа Большебиктово и количество жителей было учтено вместе с д.Малобиктово.
 
Поселения Краснокамского района:
Балтач Новый (Усаково), Уразай Новый, Уразай Старый, Чуганак Новый, Куян, Буртюк Новый, Буртюк Старый, Аткуль Старый, Кузгово (Старо- и Новокузгово), Кабан Новый, Кабан Старый, Каинлык Старый (Каингарей), Каинлык Новый, Янгузнарат, Ногай Новый, Ашит (Новый Ашит), Ашит Старый, Барьязибаш, Хазино Новый, Такталачук, Бачкитау, Янзигит Новый, Янзигит Старый, Новый Актанышбаш.
 
Поселения Калтасинского района:
Гарей, Ашит Новый, Шарип, Барсук, Буралы.
 
Поселения Татышлинского района:
Акбулат Старый, Кудаш Нижний, Ачу Елга, Бургунбаш, Курдым (Старый), Сараштыбаш, Кашкак (Кальканова), Чишма, Шульган.
 
Поселения Янаульского района:
Асавдыбаш, Новый Алдар, Сибады, Юссук, Чат Верхний (Саит Верхний), Куш Имян, Кызыл Яр, Месягут, Чат Нижний (Саит Нижний), Алдар Старый, Салих, Урал, Югамыш, Ямады Юмалиева.